Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Прп. Амвро́сия О́птинского.
Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и. Свт. Васи́лия (прп. Вассиа́на) чудотворца.
Свв. 26-ти преподобномучеников Зогра́фских. Собор Волынских святых. Свт. Амфило́хия, еп. Владимиро-Волынского. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, То́темского.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отцов1 (см. в Минее 11 октября)2 (А).
При совершении в этот день службы прп. Амвросия Оптинского3 следует руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О то́мже подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в Неде́лю 7-ю по Па́сце, святы́х оте́ц…», а также 1-м «зри» под 25 мая: «Ве́стно бу́ди, а́ще случи́тся Обре́тение главы́ Иоа́нна Предте́чи в Неде́лю 7-ю по Па́сце, святы́х оте́ц» (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и отцов, глас 6-й – 6. «Слава» – отцов, глас тот же: «Та́инственныя днесь Ду́ха трубы́…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3.
На литии стихира храма. «Слава» – отцов, глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Моле́бную па́мять…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 8-й: «Препросла́влен еси…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.
Полиелей. (Величание святых отцов поется только в храме их имени.) «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и отцов на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й; седален отцов, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ско́ро нас предвари́…».
Примечание. Типикон умалчивает о седальне отцов, глас 2-й: «От нача́ла…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 103 об.–104) этот седален также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен отцов, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Мольба́ми, Преблаги́й Го́споди…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды; с припевами своими (см. на ряду)). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святы́х отце́в лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 7-я.
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондаки воскресный и отцов читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6 и отцов, песнь 3-я – 4.
По входе – тропарь воскресный, тропарь отцов; кондак воскресный. «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – «Предстательство христиан…» (в храме Богородицы – кондак храма)5.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и отцов.
Апостол и Евангелие – дня и отцов.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, отцов, глас 6-й – 4, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Та́инственныя днесь Ду́ха трубы…́», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и преподобного – 3.
На литии стихира храма и стихира преподобного, глас 6-й. «Слава» – отцов, глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…».
Примечание. После литийной стихиры преподобного (глас 6-й) могут быть спеты хвалитные стихиры преподобного (глас 6-й: «Преблаже́нне о́тче Амвро́сие…», «Це́рковь Ру́сская…»), которые в стихирах на хвалитех будут опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»).
На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Моле́бную па́мять…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 8-й: «Препросла́влен еси…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (единожды), тропарь отцов, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.
Полиелей. Величание преподобного7 и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 8-й: «Це́рковь Свята́я…», седален преподобного по 2-м стихословии, глас 1-й: «Любо́вию Христо́вою…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Досто́йно восхва́лим…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Де́во Пренепоро́чная…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и отцов на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й, кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален отцов, глас 4-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Под Твое́ благоутро́бие…».
Примечание. Типикон умалчивает о седальне отцов, глас 2-й: «От нача́ла…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 103 об.–104) этот седален также отсутствует.
По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й, светилен отцов. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 3, отцов, глас 6-й – 2, и преподобного, глас 6-й и глас 8-й – 3 (со славником8 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святы́х отце́в лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 7-я.
На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак воскресный.
На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак преподобного (или отцов)9.
На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак отцов (или преподобного).
На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 4, отцов, песнь 3-я – 4 и преподобного, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.
Прокимен и аллилуиарий – отцов10 и преподобного.
Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и преподобного.
Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и преподобного.
Сноски:
1 «Рядова́го же свята́го слу́жба оставля́ется, и пое́тся, егда́ разсу́дит екклисиа́рх» (Типикон, 11 октября, «зри»).
2 См.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 275–292.
3 Там же. С. 878–892.
4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».
5 Ср.: Типикон, 11 октября, «зри».
6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».
7 Величание святых отцов поется только в храме их имени.
8 В соответствии с указанием 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая, в счет трех стихир преподобного входит славник, глас 8-й: «Бу́ди помо́щник и засту́пник нам…». Пропущенные хвалитные стихиры преподобного в этом случае могут быть спеты в стихирах на литии (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»).
9 Поскольку Типикон, указывая на чередование кондаков, не закрепляет каждый из них за определенным часом, допустимо на 3-м часе прочитать кондак отцов, а на 6-м часе – кондак преподобного.
10 Прокимен отцов, в силу своего Господского характера, позволяет опустить воскресный прокимен гласа (ср.: Типикон, гл. 50-я, «Неделя 7-я…»).