9. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Ап. Иакова Алфеева.

Прпп. Андроника и жены его Афанасии.

Прав. Стефана Сербского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отцов (см. в Минее 11 октября)[1] и полиелейной службой ап. Иакова Алфеева[2].

При совершении богослужения следует руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…», а также 1-м «зри» под 25 мая: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец».

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, отцов, глас 6-й – 4, и апостола, глас 4-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Таинственныя днесь Духа трубы…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и апостола – 3[3].

На литии стихира храма и стихира апостола, глас 4-й: «Молниями проповедания…» (см. третью стихиру на хвалитех)[4]. «Слава» – отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественнаго Духа…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Молебную память…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 8-й: «Препрославлен еси…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропарь отцов, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, ходатайствовавшую…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.

Полиелей. Величание апостола[5] и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален апостола по 1-м стихословии, глас 2-й: «Уловив языки…», седален апостола по 2-м стихословии, глас 4-й: «Яко лучу, Солнце…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мрежею словес…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Мысленная врата…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), апостола на 4 и отцов на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й, кондак и икос апостола, глас 2-й; седален отцов, глас 4-й. «Слава» – седален апостола, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Солнца облаче разумнаго…».

Примечание. Типикон умалчивает о седальне отцов, глас 2-й: «От начала…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 103 об.–104) этот седален также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й, светилен отцов. «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 3, отцов, глас 6-й – 2, и апостола, глас 4-й и глас 2-й – 3 (со славником[6] и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святых отцев лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 9-я.

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак воскресный.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола. Кондак апостола (или отцов)[7].

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак отцов (или апостола).

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, отцов, песнь 3-я – 4 и апостола, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь апостола; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь апостола; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак храма[8].

Прокимен и аллилуиарий – отцов[9] и апостола.

Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и апостола.

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и апостола: «Во всю землю изыде вещание их…».


1 См.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 275–292.

2 Служба прпп. Андроника и жены его Афанасии (см. в Минее 9 октября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 11 октября, «зри»: «Рядоваго же святаго служба оставляется, и поется, егда разсудит екклисиарх».

3 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

4 Ср.: Типикон, 8 мая, 7-я Маркова глава; 25 мая, 1-е «зри». Литийные и хвалитные стихиры апостола совпадают, поэтому на литии поется только та хвалитная стихира апостола, которая в стихирах на хвалитех будет опускаться.

5 Величание святых отцов поется только в храме их имени.

6 В соответствии с указанием 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая, в счет трех стихир апостола входит славник, глас 2-й: «Оставив земная…». Пропущенная хвалитная стихира апостола, глас 4-й: «Молниями проповедания…», поется в стихирах на литии (ср.: Типикон, 8 мая, 7-я Маркова глава; 25 мая, 1-е «зри»). Литийные и хвалитные стихиры апостола совпадают.

7 Поскольку Типикон, указывая на чередование кондаков, не закрепляет каждый из них за определенным часом, допустимо на 3-м часе прочитать кондак отцов, а на 6-м часе – кондак апостола.

8 Ср.: Типикон, 11 октября, «зри».

9 Прокимен отцов, в силу своего Господского характера, позволяет опустить воскресный прокимен гласа (ср.: Типикон, гл. 50-я, «Неделя 7-я…»).