17. Понедельник. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского.

Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского. Иконы Божией Матери, именуемой «Избавительница».

Поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении[1].

Служба прор. Осии и прмч. Андрея Критского не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха.

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 1-й – 3, и преподобномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яже Бога Невместимаго…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Радуйся, Света облаче…».

По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме…».

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), пророка на 4 и преподобномученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика).

По 3-й песни – ин кондак преподобномученика, глас 3-й; седален пророка, глас 8-й. «Слава» – седален преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаках прор. Осии (глас 2-й и глас 4-й). В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 145) эти кондаки также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак и икос преподобномученика, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Богородице, всех Царице…».

По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений…».

На часах – тропарь преподобномученика. Кондаки преподобномученика читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак преподобномученика, ин кондак преподобномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак дня, кондак храма, кондак преподобномученика, ин кондак преподобномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Примечание. В этот день решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 23–24 сентября 2021 года определен следующий порядок совершения богослужений: а) в Патриаршем кафедральном соборном храме Христа Спасителя – Божественная Литургия и панихида архиерейским чином; б) во всех епархиях, по возможности на местах страдания безвинно убиенных – заупокойные богослужения архиерейским чином; в) в храме на Бутовском полигоне, являющемся одним из центров хранения памяти как Новомучеников и исповедников Церкви Русской, так и всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, – Божественная Литургия и панихида (с сохранением сложившейся традиции внебогослужебной практики чтения на полигоне имен здесь убиенных); г) в духовных академиях и семинариях при участии учащихся – заупокойные богослужения; д) в приходских храмах и в монастырях – заупокойные богослужения.

Примечание. Священный Синод Русской Православной Церкви 13 июня 2016 года утвердил следующие тексты заупокойных прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в богослужебные последования:

• «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
• «Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».


1 Поминовение усопших установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 23–24 сентября 2021 года.