29. Суббота. Прмц. Анастасии Римляныни. Прп. Аврамия затворника.

Прп. Аврамия, архим. Ростовского.

Прп. Аврамия затворника Печерского. Прп. Феодосия Сийского.

Служба прмц. Анастасии и прп. Аврамия не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобномученицы, глас 8-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Щитом веры…», 3-й – тот же, 4-й: «О земных всех…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь преподобномученицы, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5-й: «Радуйся, двере Господня…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».

Кафизмы 16-я и 17-я[1]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон преподобномученицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции)[2].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – кондак преподобномученицы, глас 3-й; седален преподобномученицы, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Благословено воинство…», 2-й: «Страстоносцы Твои, Господи…», 3-й: «Святии мученицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Оле окаянная душе!..» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь преподобномученицы, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пречистая…».

На часах – тропарь преподобномученицы. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобномученицы и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобномученицы, тропарь преподобного; кондак храма, кондак преподобномученицы, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобномученицы, тропарь преподобного; кондак преподобномученицы, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня.

Апостол и Евангелие – преподобного и дня.


1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

2 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об.