21. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прп. Илариона Великого.

Свт. Илариона, еп. Меглинского. Сщмч. Павлина, архиеп. Могилевского[1].

Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского.

Служба прп. Илариона Великого шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 6, и преподобного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 2-й: «От юности твоея…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 6-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 2-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Непостыдная Предстательнице…».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Тихое твое, отче…» (см. славник на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…»[2].

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Духа Святаго исполнен…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…»[3].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й: «Слез твоих теченьми…»[4], «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5].

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[6]. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 3-й; седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 8-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 августа 2022 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священномученику Павлину, архиепископу Могилевскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5953489.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/604).

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

3 Там же. С. 65–67.

4 Типикон умалчивает о тропаре преподобного, глас 8-й: «Яко иноков утверждение…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 172) этот тропарь также отсутствует.

5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».

6 Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси,/ и сонм людей обыдет Тя», стих: «Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя».