25. Димитриевская родительская суббота. Мчч. Маркиана и Мартирия.

Прав. Тавифы.

Прп. Мартирия диакона, Печерского, в Дальних пещерах.

В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского.

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.

Служба мчч. Маркиана и Мартирия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.

На вечерне кафизма 18-я.

Примечание. Если под пятницу (24 октября) совершалось всенощное бдение, кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас тот же (2-й: «Жертвы одушевленныя…», 3-й: «Честна смерть святых…», 4-й: «Имуще дерзновение…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – мучеников, глас 1-й: «Ученицы и последователие…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты…», со стихом.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (со своими припевами: «Блажени, яже избрал…», и проч.). «Слава» – мучеников, глас 3-й: «Разумнии Церкве светильницы…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «В женах Святая…».

Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды1.

Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»2, глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2-й – «Память их в род и род», 3-й – «Души их во благих водворятся».

Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 4-й: «Крестом вооружившеся…» (см. по 1-м стихословии), «Мученицы Твои, Господи…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Дивен Бог во святых Своих…», или стих: «Многи скорби праведным…», и седален: «Иже во всем мире…», стих: «Блажени, яже избрал…» и седален: «Души, яже преставил еси…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Чистая Всенепорочная…». (Ср.: Типикон, гл. 13.)

Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии3. Припев к стихам 1-й статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко аще бы не закон Твой…», «Во век не забуду оправданий Твоих…».

Затем произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имя рек)…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов и всякия плоти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

После этого начинается пение 2-й статии: «Твой есмь аз…» с припевом к стихам: «Спасе, спаси мя»4; последние стихи статии: «Жива будет душа моя…», «Заблудих, яко овча погибшее…», поются (с припевом) трижды.

Затем на 5-й глас поются тропари по Непорочных5: «Святых лик…» и прочее, с припевом: «Благословен еси, Господи…». Произносится малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). В конце ее «Господи, помилуй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духов…». По возгласе поется седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме святого – канон мучеников со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха 1-й (мученичный) на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы 1-го (мученичного) канона Октоиха.

По 3-й песни – обычная малая ектения; кондак и икос мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения6. Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…» и икос, глас тот же: «Сам Един еси Безсмертный…».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий7 Октоиха: «Иже и мертвыми, и живыми обладаяй…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе хвалимся…»8.

Примечание. Типикон указывает при аллилуйной службе в субботу петь светилен Октоиха. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 4-го гласа). Светилен исполняется дважды через «Слава, и ныне», первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 4-й – 4. «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Где есть мира пристрастие?..», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Едина Чистая…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (со своими припевами: «Блажени, яже избрал…», и проч.). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Словесем последующе…».

По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и Стену, и Пристанище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих…».

Апостол – дня и заупокойный (1 Сол., зач. 270).

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззваша праведнии…», стих: «Многи скорби праведным…»; и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Евангелие – дня и заупокойное (Ин., зач. 16).

Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Примечание. При совершении в субботу службы с «Аллилуиа» (по 13-й главе Типикона) на Литургии Апостол и Евангелие святых не читается, а прокимен, аллилуиарий и причастен святых не поется.

Сноски:

1 В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

2 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).

3 Порядок священнодействий иерея и диакона см. в субботу Мясопустную (8 февраля).

4 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

5 Во время пения тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

6 По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 764.

8 Поскольку в службе мучеников в Минее есть светилен, ексапостиларии допустимо петь следующим образом: Светилен мучеников; «Слава» – ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живыми обладаяй…», «И ныне» – Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе хвалимся…».