Неделя 19-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 2-й. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия и иже с ним.
Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев.
Прп. и блгв. кн. Олега Брянского.
Служба вмч. Евстафия шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения и воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 15 сентября: «Подобает ведати, аще случится попразднство Воздвижения Честнаго Креста в Неделю, а святый поется на 4, или на 6, или емуже и полиелей»).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, праздника, глас 4-й – 3, и великомученика, глас тот же1 – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Вторый Иов…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Якоже Павел…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Глас пророка Твоего…» (см. на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Адамант душею…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Кресте Христов…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные2.
Непорочны. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2, праздника на 4 и великомученика на 43.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начертав…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален великомученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и великомученика, глас 4-й, глас 6-й и глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими4). «Слава» – стихира евангельская 8-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 8-я – 4, и великомученика, песнь 6-я – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Недели по Воздвижении (т. е. праздника) и великомученика.
Примечание. Указание Марковой главы Типикона под 15 сентября: «На Литургии… прокимен гласа оставляется», означает, что в Неделю по Воздвижении при святом, имеющем свой прокимен (напр., 20 сентября), прокимен гласа не поется, потому что более двух прокимнов на Литургии никогда не бывает. Если святой не имеет своих чтений и прокимна (напр., 17 сентября), то поются прокимен гласа и Недели по Воздвижении (т. е. праздника). См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 362.
Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении, дня (под зачало) и великомученика.
Задостойник праздника.
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и великомученика.
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
Сноски:
1 В Минее опечатка: указан не тот глас.
2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».
3 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).
4 Припевы к двум последним хвалитным стихирам см., напр., в Минее в прокимне на Литургии. Стих 1-й: «Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них»; стих 2-й: «Предзрех Господа предо мною выну, / яко одесную мене есть, да не подвижуся».