Четверг. Мч. Каллистра́та и дружины его. Сщмч. Петра́, митр. Крути́цкого.
Прп. Савва́тия Солове́цкого. Прпп. Се́ргия и Ни́кона Ра́донежских (службу зри 6 июля).
Служба мч. Каллистрата и дружины его не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы1 сщмч. Петра, митр. Крутицкого, в соединении со службой Октоиха (Б).
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й — 3, и мучеников, глас 8-й — 3. «Слава» — мучеников, глас 4-й: «Пре́жде Честна́го Креста́ Твоего́…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Иму́ще Тя, Богоро́дице…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «О́ко се́рдца моего́…».
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Сло́во О́тчее…».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни — ин кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос мучеников, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» — светилен мучеников, «И ныне» — Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Преложе́ние скорбя́щих…».
По Трисвятом — тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний…».
На часах — тропарь мучеников. Кондаки мучеников читаются попеременно.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь мучеников; кондак дня, ин кондак дня, кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.
Апостол и Евангелие — среды и дня.
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — священномученика, глас тот же: «Це́ркве Росси́йския сла́во…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры священномученика, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» — священномученика, глас 4-й: «А́нгели страда́нием твои́м…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «При́зри на моле́ния Твои́х раб…» (см. в Минее на ряду).
По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь священномученика, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется2. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны священномученика (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет3, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и священномученика на 6.
Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11).
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — седален священномученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак священномученика, глас 4-й4.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — священномученика, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! Яко крин посреде́ те́рния…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».
На часах — тропарь и кондак священномученика.
На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» — кондак священномученика, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» — кондак священномученика, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и священномученика.
Апостол и Евангелие — среды, дня (под зачало) и священномученика.
Сноски:
1 Службу сщмч. Петра можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368–379), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 25–40). Тропарь и кондак сщмч. Петра см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 34.
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
3 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).
4 Икос (глас 2-й) см. в общей службе.