Суббота. Сщмч. Вави́лы, еп. Великой Антиохи́и. Прор. Богови́дца Моисе́я. Обре́тение мощей свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопали́мая Купина́».

Служба сщмч. Вавилы и прор. Моисея не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоасафа Белгородского (Б).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: священномученика, глас 6-й – 3, и пророка, глас 4-й – 3. «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Восхо́дный степе́нь…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Ве́лия Креста́ Твоего́, Го́споди, си́ла…», 3-й: «Ве́лия му́ченик Твои́х, Христе́, си́ла…», 4-й: «Проро́цы, и апо́столи Христо́вы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Суди́щу мучи́телеву предстоя́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – кондак пророка, глас 2-й; седален священномученика, глас 3-й. «Слава» – седален пророка, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен священномученика. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Святы́х му́ченик па́мять…», 2-й: «Царе́й и мучи́телей…», 3-й: «Си́лы святы́х а́нгел…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Без се́мене зачала́ еси…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ма́ти Свята́я…».

На часах – тропарь священномученика. «Слава» – тропарь пророка. Кондаки пророка и священномученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика, тропарь пророка; кондак храма, кондак священномученика, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь священномученика, тропарь пророка; кондак священномученика, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен – святых и дня.

Аллилуиарий и причастен – святых (и дня)2.

Апостол и Евангелие – святых и дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й и глас 5-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Ки́ими похва́льными…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Под кров Твой…».

По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоасафа…». Стихира святителя, глас 6-й: «Непреста́нною моли́твою…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – седален святителя, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́ моли́твы раб Твои́х…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня5.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

Сноски:

1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

2 Аллилуиарии и причастны святых и дня совпадают.

3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

4 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

5 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.