Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 6-й. Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофи́ма, Савва́тия и Доримедо́нта.
Блгвв. кнн. Фео́дора Смоле́нского и чад его Дави́да и Константи́на, Яросла́вских чудотворцев. Блгв. вел. кн. Игоря Черни́говского и Киевского.
Служба мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения и воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 15 сентября: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Воздви́жения Честна́го Креста́ в Неде́лю, а святы́й пое́тся на 4, или́ на 6, или́ ему́же и полиеле́й»).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, праздника, глас 4-й – 3 (см. в Минее 19 сентября), и мучеников, глас 8-й – 3. «Слава» – праздника, глас 4-й: «Воспле́щем днесь…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в Минее 19 сентября, на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Глас проро́к Твои́х…» (см. в Минее 19 сентября, на стиховне утрени)1.
На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Глас проро́к Твои́х…» (см. в Минее 19 сентября).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные2.
Непорочны3 (см. Типикон, гл. 17)4. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника на 4 и мучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начерта́в…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак мучеников, глас 8-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Горе́, яко Бог…» (см. в Минее 19 сентября).
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Крест – храни́тель всея́ вселе́нныя…» (см. в Минее 19 сентября).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и праздника, глас 6-й и глас 5-й – 4 (см. в Минее 19 сентября, на стиховне утрени; со славником: «Глас проро́к Твои́х…», и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 4-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника5.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников6. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 7-я – 4.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь мучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен – воскресный и Недели по Воздвижении (т. е. праздника).
Примечание. Указание Марковой главы Типикона под 15 сентября: «На Литургии… прокимен гласа оставляется», означает, что в Неделю по Воздвижении при святом, имеющем свой прокимен (напр., 15, 16 и 20 сентября), прокимен гласа не поется, потому что более двух прокимнов на Литургии никогда не бывает. Если святой не имеет своих чтений и прокимна (напр., 17, 18 и 19 сентября), то поются прокимен гласа и Недели по Воздвижении (т. е. праздника). См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362.
Аллилуиарий7 – Недели по Воздвижении (т. е. праздника) и воскресный.
Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении и дня.
Задостойник праздника.
Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с…», и праздника: «Зна́менася на нас…».
Примечание. Возможно пение причастнов и в обратном порядке. См.: Типикон, 21 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 362.
Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».
Сноски:
1 Текст славника утренних стиховных стихир Минеи совпадает со славником стиховен вечерни.
2 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».
3 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
4 Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава.
5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.
6 Там же. С. 275–276.
7 Ср.: Типикон, 21 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362.