21. Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 8-й. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского.
Ап. от 70-ти Кодрата (службу зри 22 сентября). Прп. Иосифа Заоникиевского.
Прп. Даниила Шужгорского.
Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со славословной службой отдания праздника Воздвижения (по Марковой главе Типикона под 21 сентября: «Подобает ведати: Аще случится отдание Воздвижения Честнаго Креста в Неделю») (А). Служба ап. Кодрата переносится на 22 сентября. Служба свт. Димитрия Ростовского может быть перенесена на другой день1.
Если настоятель изволит совершать службу свт. Димитрия Ростовского вместе с отданием Воздвижения и воскресной службой Октоиха, можно руководствоваться Марковой главой Типикона под 25 ноября: «Подобает ведати, яко аще случится отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю…» (Б)2. При совершении полиелейной службы в честь свт. Димитрия Ростовского можно руководствоваться следующей схемой (В)3.
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и праздника, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – праздника, глас 2-й: «Приидите, вси языцы…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».
Вход. Прокимен дня. Паримий нет.
На литии стихиры праздника, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Честнаго Креста, Христе…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Егоже древле Моисей…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.
Непорочны5 (см. Типикон, гл. 17)6. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и праздника на 87.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начертав…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален праздника, глас тот же. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника8.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и праздника, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки праздника и воскресный читаются попеременно.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 9-я (обоих канонов) – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен – воскресный и праздника.
Примечание. «Прокимен дне и праздника. Апостол, и Евангелие Недели по Воздвижении, и дне. Аллилуиа, и причастен праздника, и дне» (Типикон, 21 сентября, Маркова глава). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362.
Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении и дня.
Аллилуиарий – праздника и воскресный.
Задостойник праздника.
Причастен – праздника: «Знаменася на нас…», и воскресный: «Хвалите Господа…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.
Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри».
По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени…»).
Катавасия после 21 сентября до 21 ноября – «Отверзу уста моя…» (см. Типикон, 21 сентября, 2-е «зри»).
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, праздника, глас 6-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – праздника, глас 2-й: «Приидите, вси языцы…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».
Вход. Прокимен дня. Паримий нет.
На литии стихиры праздника, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й (см. на литии)9. «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Честнаго Креста, Христе…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Возрадуемся, Российстии собори…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Егоже древле Моисей…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды)10.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные11.
Непорочны12 (см. Типикон, гл. 17)13. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника на 4, и святителя на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начертав…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и праздника, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки праздника и воскресный читаются попеременно.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 9-я (обоих канонов) – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен – воскресный и праздника.
Примечание. «Прокимен дне и праздника. Апостол, и Евангелие Недели по Воздвижении, и дне. Аллилуиа, и причастен праздника, и дне» (Типикон, 21 сентября, Маркова глава). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362. Чтения святителя не указываются в соответствии с Марковой главой Типикона под 25 ноября.
Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении и дня.
Аллилуиарий – праздника и воскресный.
Задостойник праздника.
Причастен – праздника: «Знаменася на нас…», и воскресный: «Хвалите Господа…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.
Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри».
По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени…»).
Катавасия после 21 сентября до 21 ноября – «Отверзу уста моя…» (см. Типикон, 21 сентября, 2-е «зри»).
В. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 3, праздника, глас 6-й – 3, и святителя, глас 8-й и глас 6-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Красны нозе благовествующих мир…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На литии стихиры праздника, глас 1-й, глас 2-й и глас 4-й (см. на литии)14, и стихиры святителя, глас 3-й (см. на стиховне великой вечерни; без стиховных припевов). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Град освятися…» (см. славник на литии), «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Честнаго Креста, Христе…» (см. на литии).
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Возрадуемся, Российстии собори…» (см. славник на стиховне великой вечерни), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Егоже древле Моисей…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные15.
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 3-й: «Марфа и Мария…», седален святителя по 2-м стихословии, глас 8-й: «Яко на седалищи…». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 7-й (по выбору), «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 8-й: «В раи мя…» (см. 14 сентября). Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника на 6 и святителя на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начертав…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос святителя, глас 8-й; седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника не поются).
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 3, праздника, глас тот же – 2 и святителя, глас 6-й – 3 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера)16. «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропари праздника и святителя читаются попеременно. Кондаки воскресный, праздника и святителя читаются попеременно.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны гласа – 4, праздника, песнь 9-я (обоих канонов) – 4, и святителя, песнь 6-я – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – праздника и святителя.
Примечание. Воскресный прокимен и аллилуиарий не поется (ср.: Типикон, 21 декабря, 2-е «зри»; Маркова глава под 15 сентября)17.
Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении, дня (под зачало) и святителя.
Задостойник праздника.
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и святителя: «В память вечную…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения.
Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри».
По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени…»).
Катавасия после 21 сентября до 21 ноября – «Отверзу уста моя…» (см. Типикон, 21 сентября, 2-е «зри»).
1 Ср.: Православный церковный календарь на 1981 год. М., 1980. С. 35; Православный церковный календарь на 1987 год. М., 1986. С. 37; Православный церковный календарь на 1992 год. М., 1991. С. 41; Богослужебные указания на 2009 год для священно-церковнослужителей. М., 2008. С. 623–630; Богослужебные указания на 2015 год для священно-церковнослужителей. М., 2014. С. 689–696.
2 Ср.: Православный церковный календарь на 1998 год. М., 1997. С. 53; Богослужебные указания на 2008 год для священно-церковнослужителей. М., 2007. С. 54, 56–57; Богослужебные указания на 2009 год для священно-церковнослужителей. М., 2008. С. 623–630; Богослужебные указания на 2015 год для священно-церковнослужителей. М., 2014. С. 689–696.
3 Ср.: Православный церковный календарь на 1998 год. М., 1997. С. 53; Богослужебные указания на 1998 год для священно-церковнослужителей. М., 1997. С. 334–337; Богослужебные указания на 2008 год для священно-церковнослужителей. М., 2007. С. 54, 57–59; Богослужебные указания на 2009 год для священно-церковнослужителей. М., 2008. С. 623–630; Богослужебные указания на 2015 год для священно-церковнослужителей. М., 2014. С. 689–696.
4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…».
5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
6 Ср.: Типикон, 21 сентября, Маркова глава.
7 В 9-й песни – 1-й канон праздника на 4 и 2-й канон праздника на 4.
8 Расширительно толкуя схематичные указания Типикона относительно богослужебных текстов по 9-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен праздника, «И ныне» – ин светилен праздника.
9 Ср.: Типикон, 21 сентября, Маркова глава.
10 Там же.
11 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…».
12 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
13 Ср.: Типикон, 21 сентября, Маркова глава.
14 Ср.: Типикон, 21 сентября, Маркова глава.
15 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…».
16 Ср.: Типикон, 21 декабря, 2-е «зри».
17 Указание Марковой главы Типикона под 15 сентября: «На Литургии… прокимен гласа оставляется», означает, что в Неделю по Воздвижении при святом, имеющем свой прокимен, прокимен гласа не поется, потому что более двух прокимнов на Литургии никогда не бывает. См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 362.