9. Неделя 13-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 4-й. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца.

Мч. Севериана. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и шестеричной службой святых Богоотцов Иоакима и Анны (А)[1]. Приводим таже порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и полиелейной службой прп. Иосифа Волоцкого (Б)[2].

Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 2-й Марковой главой Типикона под 8 сентября: «Аще случится попразднство Рождества Пресвятыя Богородицы в Неделю»[3].

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, праздника, глас 1-й – 3 (см. в Минее 9 сентября, на «Господи воззвах»), и святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – праздника, глас 5-й: «О блаженная двоица…» (см. в Минее 9 сентября)[4], «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 9 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Всенепорочная…» (см. в Минее 9 сентября, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже из неплодных ложесн…» (см. в Минее 9 сентября, на стиховне вечера).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5].

Непорочны[6] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[7]. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й[8] на 4 и святых на 4[9].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начертав…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос святых, глас 2-й; седален святых, глас 5-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен святых: «Яже Евы клятву…», «И ныне» – светилен праздника: «Яко от солнца…» (см. в службе святых).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праздника, глас 6-й и глас 2-й – 4 (см. в Минее 9 сентября, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника[10].

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святых[11]. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, 1-го канона песнь 1-я – 4, и святых, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен[12] – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», стих: «К Тебе, Господи, воззову…»; и святых, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих…».

Аллилуиарий – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного…»; и святых, глас тот же: «Спасение праведных от Господа…».

Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и святых.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и святых: «Радуйтеся, праведнии, о Господе…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, праздника, глас 1-й – 3 (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны), и преподобного, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Радуйся и веселися…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и литийные стихиры преподобного, глас 5-й[13]. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Всенепорочная…» (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Приидите днесь…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже из неплодных ложесн…» (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны, на стиховне вечера).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 5-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[14].

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 1-й: «Достойно ублажаем тя…»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 8-й: «Сошедшеся, вернии…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 5-й: «Радуйся, преподобне…», «И ныне» – седален праздника (по выбору, см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны, по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «К Богородице возопиим любовию…» (см. в службе преподобного). Степенны и прокимен – гласа[15]. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 1-й (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны)[16] на 4 и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начертав…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален Минеи, глас 5-й: «Иоаким и Анна торжествуют…» (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны)[17].

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен преподобного: «Мирскаго пристрастия…», «И ныне» – светилен праздника (см. в службе святых Богоотцов Иоакима и Анны).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и преподобного, глас 5-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне великой вечерни в службе преподобного). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

На 1-м часе[18] – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак воскресный.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак преподобного.

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак праздника.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, 1-го канона песнь 1-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен[19] – Недели пред Воздвижением, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», стих: «К Тебе, Господи, воззову…»; и преподобного, глас 7-й: «Честна пред Господем…».

Аллилуиарий[20] – Недели пред Воздвижением, глас 1-й: «Вознесох избранного…»; и преподобного, глас 6-й: «Блажен муж, бояйся Господа…».

Апостол и Евангелие – Недели пред Воздвижением, дня (под зачало) и преподобного (Гал., 213 зач.; Мф., 43 зач.).

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и преподобного: «В память вечную…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».


1 Служба мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера. Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри».

2 Рядовая служба святых Богоотцов Иоакима и Анны в этом случае может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера и петься там вместе со службой мч. Севериана (см. в Минее 9 сентября на повечерии). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; гл. 50, «В четверток вечера 7-я седмицы отдание Вознесения», «зри».

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.

4 Там же. С. 86, 783.

5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».

6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

7 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/ и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам».

8 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д.

9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

11 Там же. С. 275–276.

12 Там же. С. 359–360.

13 Там же. С. 86.

14 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».

15 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/ и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам».

16 Два канона праздника Рождества Пресвятой Богородицы в период попразднства поются попеременно: в первый день 1-й, во второй день 2-й и т. д.

17 Ср.: Минея, 11 сентября, служба прп. Феодоры Александрийской и сщмч. Автонома (с 12 сентября), седален праздника по 3-й песни канона.

18 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

19 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 359–360.

20 Там же. С. 354–355.