16. Неделя 14-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 5-й. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфимии всехвальной.
Перенесение мощей прав. Алексия Московского[1].
Свт. Киприана, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Фотия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (тропарь и кондак зри 27 мая и 2 июля)[2].
Служба вмц. Евфимии шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения и воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 15 сентября: «Подобает ведати, аще случится попразднство Воздвижения Честнаго Креста в Неделю, а святый поется на 4, или на 6, или емуже и полиелей»)[3].
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, праздника, глас 4-й – 3 (см. в Минее 16 сентября, на «Господи воззвах»), и великомученицы, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Процветшая добродетельми…»[4], «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в Минее 16 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава» – великомученицы, глас 1-й: «Днесь лицы отцев…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь яко воистину…» (см. в Минее 16 сентября, на стиховне утрени).
Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихиры праздника, глас 6-й (см. в Минее 16 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 16 сентября, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава» – великомученицы, глас 1-й: «Днесь лицы отцев…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь яко воистину…» (см. в Минее 16 сентября, на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – великомученицы, глас 8-й: «Всяк язык…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Егоже древле Моисей…» (см. в Минее 16 сентября, на стиховне вечера).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученицы, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5].
Непорочны[6] (см. Типикон, гл. 17)[7]. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[8]. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника на 4 и великомученицы на 4[9].
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Крест начертав…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос великомученицы, глас тот же; седален великомученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Посреде Едема…» (см. в службе великомученицы).
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен великомученицы, «И ныне» – светилен праздника: «Светозарными сиянии…» (см. в службе великомученицы).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5-й – 4, и великомученицы, глас 3-й и глас 6-й – 4 (со славником: «Одесную Спаса предста…», и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам великомученицы см., напр., в Минее в прокимне на Литургии. Стих 1-й: «Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев»; стих 2-й: «В церквах благословите Бога, / Господа от источник Израилевых». Ср.: Минея общая, гл. 20-я.
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника[10].
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученицы[11]. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 3-я – 4, и великомученицы, песнь 6-я – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь великомученицы; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученицы; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Недели по Воздвижении (т. е. праздника) и великомученицы.
Примечание. Указание Марковой главы Типикона под 15 сентября: «На Литургии… прокимен гласа оставляется», означает, что в Неделю по Воздвижении при святом, имеющем свой прокимен (напр., 15, 16 и 20 сентября), прокимен гласа не поется, потому что более двух прокимнов на Литургии никогда не бывает. Если святой не имеет своих чтений и прокимна (напр., 17, 18 и 19 сентября), то поются прокимен гласа и Недели по Воздвижении (т. е. праздника). См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 361–362.
Апостол и Евангелие – Недели по Воздвижении, дня (под зачало) и великомученицы.
Задостойник праздника.
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа с Небес…», и великомученицы: «В память вечную…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста…».
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 мая 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Алексию Московскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5195718.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/420).
2 Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 22 ноября 2017 года.
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.
4 Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.
5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня…».
6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
7 Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава.
8 Прокимен воскресный, глас 5-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/ яко Ты царствуеши во веки», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя».
9 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).
10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.
11 Там же. С. 275–276.