27. Четверг. Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра, митр. Крутицкого[1].

Прп. Савватия Соловецкого. Прпп. Сергия и Никона Радонежских (службу зри 6 июля).

Служба мч. Каллистрата и дружины его не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы сщмч. Петра, митр. Крутицкого, в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Петра, митр. Крутицкого (В).

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 6-й – 3, и мучеников, глас 8-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Прежде Честнаго Креста Твоего…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Имуще Тя, Богородице…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Око сердца моего…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее…».

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – ин кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Преложение скорбящих…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений…».

На часах – тропарь мучеников. Кондаки мучеников читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь мучеников; кондак дня, ин кондак дня, кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак мучеников, ин кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – среды и дня.

Б. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 4-й и глас 6-й – 6. «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Како прославим тя, священномучениче Петре…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры священномученика, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – священномученика, глас тот же: «Ликуй, священный граде…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим Тя…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется[2]. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны священномученика (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет[3], седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и священномученика на 6.

Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11).

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален священномученика, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же.

По 6-й песни – кондак священномученика, глас 7-й («Скорби, труды и болезни…»), и икос священномученика, глас тот же.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры священномученика, глас 8-й – 4. «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Преславное днесь…», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Тридневно предпразднуем Ти…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

На часах – тропарь и кондак священномученика.

На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и священномученика.

Апостол и Евангелие – среды, дня (под зачало) и священномученика (Рим., 99 зач.; Лк., 106 зач.).

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 4-й и глас 6-й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Како прославим тя, священномучениче Петре…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход. Прокимен дня. Паримии священномученика – 3[4].

На стиховне стихиры священномученика, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – священномученика, глас тот же: «Ликуй, священный граде…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды).

Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 5-й: «Ликует Церковь Христова…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Тебе, Пречистая Дево…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой»; стих: «Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро». Евангелие – священномученика (Ин., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика…». Стихира священномученика, глас 6-й: «О, двоице святая…».

Каноны: Богородицы (на ряду) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален священномученика, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же.

По 6-й песни – кондак священномученика, глас 7-й («Скорби, труды и болезни…»), и икос священномученика, глас тот же.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры священномученика, глас 8-й – 4. «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Преславное днесь…», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Тридневно предпразднуем Ти…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…».

На часах – тропарь и кондак священномученика.

На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – священномученика.

Апостол и Евангелие – среды, дня (под зачало) и священномученика (Рим., 99 зач.; Лк., 106 зач.).


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 августа 2022 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священномученику Петру, митрополиту Крутицкому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5953511.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.

3 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9-я).

4 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.