30. Неделя 16-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении.

Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца.

Собор святых Челябинской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 27 сентября)[1].

Служба сщмч. Григория шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (Б). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой свт. Михаила, первого митр. Киевского (А).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, и святителя, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 3-й: «Свидетеля истины…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – святителя, глас тот же: «От Небес прием…» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго…»[2].

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Духу Божественному…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель…»[3].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[4].

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 1-й: «Сосуд избран…», седален святителя по 2-м стихословии, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Яко начальнику архиереом…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко всем скорбящим…». Степенны и прокимен – гласа[5]. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и святителя на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и святителя, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и святителя, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителя (общие святителю единому).

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 6, и священномученика, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас тот же: «Кто достойно…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 2-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 7-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Укроти плоти моея стремления…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – священномученика, глас 6-й: «В незаходящий облак…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель…»[6].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[7].

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[8]. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и священномученика на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 2-й; седален священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 7-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и священномученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и священномученика.

Апостол и Евангелие – дня и священномученика.


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 мая 2022 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря, кондака и величания Собору новомучеников Челябинской митрополии. Тексты тропаря, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5930814.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/587).

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

3 Там же. С. 65–67.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения…».

5 Прокимен воскресный, глас 7-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/ не забуди убогих Твоих до конца», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя».

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 65–67.

7 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко нашего воскресения…».

8 Прокимен воскресный, глас 7-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/ не забуди убогих Твоих до конца», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя».