Сурдегская икона Божией Матери находилась в Свято-Духовом мужском монастыре, также называемом Сурдегским, расположенном в деревне Сурдеги недалеко от г. Паневежиса.
Самые ранние исторические сведения о Сурдегском монастыре относятся к 1510 году, когда заботами знатного православного христианина – помещика Богдана Шиш-Ставицкого была построена в этом крае церковь. В 1530 году, над ключом, неподалеку от этой обветшавшей уже церкви произошло чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого на месте обретения святого образа местный помещик Алексей Феодорович, по прозванию Владыка, выстроил деревянную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
Спустя 20 лет, в 1550 году, возле этой церкви благодаря содействию владелицы сурдегского поместья Анны Шишанка-Ставицкой был основан монастырь.
Сурдегская обитель на протяжении всей истории своего существования (с 1550 года до Первой мировой войны) оставалась вместе с хранимой в ней святой иконой в лоне Православной Церкви, несмотря на неоднократные попытки врагов православия захватить монастырские имения, разогнать монахов и завладеть чудотворной иконой. Предание повествует о том, что Сурдегский образ Пресвятой Богородицы однажды был привезен в Трашкунский католический монастырь. Однако изображение лика Богоматери на иконе исчезло, как только ее внесли в костел, а у похитителей перекосило челюсти. Местный настоятель тотчас же возвратил чудотворную икону в Сурдегский монастырь с крестным ходом, во время которого один из католиков потерял рассудок, громко произнеся богохульные слова.
В это же время одна слепая нищая приблизилась к святой иконе и получила исцеление, с горячей молитвой опустившись перед ней на колени, чтобы по местному обычаю пройти под святыней.
С тех пор в Сурдеги для поклонения чудотворному образу приходили не только православные, но и католики, и старообрядцы. Сурдегская икона Богоматери привлекала к себе богомольцев из Курляндии и Белоруссии, но особо почитали ее русские купцы из Риги. Ежегодно, к 15 августа, празднику Успения Божией Матери, они приезжали в монастырь и заказывали отслужить «круг», т. е. всенощную, водосвятный молебен с акафистом Богородице, литургию и панихиду по умершим родственникам. Кроме того, они прислуживали в храме, пели и читали на клиросе, продавали свечи, занимались чисткой церковной утвари.
В день праздника Успения образ Богоматери полагается в особо устроенный киот и обносится женщинами вокруг церкви. Путь не большой, но шествие длится довольно долго, часто с остановками по получасу и более, чтобы дать возможность присутствующим пройти под иконой.
Примечателен был и другой обычай сурдегских паломников – на другой день после праздника обходить с крестным ходом и пением церковных песнопений в честь Божией Матери могилы иноков и настоятелей обители, многие из которых почивали на братском кладбище уже не одно столетие.
В 1812 году на пожертвования православных жителей г. Риги была выстроена новая каменная церковь, с левой стороны которой находилась узкая лестница, ведущая под алтарь – на место явления чудотворной иконы (там и по сей день бьет ключ).
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, Сурдегская икона Божией Матери была эвакуирована вглубь России, в Ярославль, где помещалась в иконостасе одного из храмов. 24 мая 1921 года святой образ вернулся в Литву и находился в Паневежской церкви.
Со времени Второй мировой войны и доныне Сурдегская чудотворная икона Богоматери находится в Каунасском Благовещенском соборе.
Древняя запись, сделанная в монастырской летописи, повествуя о многочисленных чудесах, явленных святой иконой по горячим молитвам верующих, гласит: «Если бы начать описывать все излившиеся благодеяния человеческому роду разнаго исповедания и различнаго пола и сделать о том повальный обыск от древних времен о чудесах от Сурдегской Богоматери происходивших, то составилась бы большая библиотека книг…».
Празднование Ав. 15