Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425–1462) преподобному Макарию Унженскому чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжи.
17 сентября 1442 года около трех часов утра, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии он услышал ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» Со страхом и изумлением вышел преподобный из своей келлии и на северо-западном небосклоне увидел икону Богоматери, окруженную светозарным сиянием. Икона приближалась к келлии подвижника. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичской стране твердое ограждение и заступление!» Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться «Келейною» (позже ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской»).
Неподалеку от места явления образа преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь был основан монастырь, также названный Макарьевским. В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от чудотворной иконы Божией Матери.
С иконы Пресвятой Богородицы Макарьевской был сделан список, который прославился, как и подлинная икона. Образ написан в византийском стиле, лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке. Дважды святая икона выходила неповрежденной из огня пожарищ – в 1626 и 1690 годах.
В XVIII веке игумен монастыря Митрофан II, не зная истории и значения иконы, дал разрешение переписать образ в Смоленский. Лишь почти через век – в 1858 году Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первоначальном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона». В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа.
Но атеистическое лихолетье разрушило иноческую жизнь Макарьевской обители – в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна. Лишь в 1993 году началось полномасштабное возрождение монастыря. Через два года в обитель вернулась и его главная святыня – мощи преподобного Макария Унженского. К сожалению, каких-либо известий о нынешнем месте пребывания Макарьевской иконы Божией Матери нет, но чудесные исцеления продолжают происходить от мощей и масла из лампады у раки преподобного Макария и от его святого источника.
Празднование С. 17