Блаженный Николай Псковский: “Покушай хлеба соли, не пей христианской крови”
Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает “блаженный, юродивый”, и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.
В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, “прииде царь… с великою яростью, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити”.
Весь город молился об отвращении царского гнева. Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. Когда показался царский поезд, с колокольни Троицкого собора и всех городских церквей раздался торжественный звон. Стоявшие у городских ворот ударили челом в землю. Наместник принял у дьяка хлеб-соль и с низким поклоном поднес царю; но Иоанн Грозный взглянул на него яростно и оттолкнул блюдо, солонка упала, и соль рассыпалась по снегу. Все вздрогнули от ужаса. Царь въехал в город. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю:
— Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, не пей христианской крови. Царь приказал схватить юродивого, но тот стал невидим.
Царь отстоял молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила. При выходе царя из Троицкого собора, его встретил Никола и звал в свою келлию, царь согласился.
В убогой келлии блаженного на лавке, покрытой чистой скатертью, лежал кусок сырого мяса с воткнутым ножом.
— Покушай, Иванушко, покушай, — угощал юродивый царя. — Я христианин и не ем мяса в пост.
— Ты пьешь кровь человеческую, — отвечал ему блаженный, поучая царя “многими ужасными словесы”, чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви.
Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Окруженный опричниками, он въехал на соборную площадь. Вновь появился блаженный Никола и сказал царю :
— Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежать.
Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Современники, свидетели этого, писали: “Могущественный тиран… ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов”.
Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри.
Местное почитание блаженного началось спустя всего пять лет после его кончины. В 1581 году, при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай.
В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного 1 Николая Псковского, который “плотски в юродстве быв, … горняго Иерусалима гражданин явися, … царску державу и смысла свирепство на милость обратив”.