История про «православный отель» жены депутата Исаева Алины Дальской всплывает в СМИ в течение последнего года с определенным постоянством. Почитать рассказы блогеров — на многих десятках гектаров немецкой земли стоит «православный отель», где в пост подают свиные рульки и за участие в Литургии с наивных туристов берут 700 евро.
Так ли это?
Почему православный отель?
Православным является паломнический центр св. Фомы (St. Thomas), расположенный при гостинице. Отель, как здание, разумеется, не может принадлежать никакой христианской деноминации. Построила этот добротный дом-гостиницу рядом с городом Трир (на границе Люксембурга и Германии) в 60-70-е годы почтенная немецкая супружеская пара. В 2000-е годы супруги стали думать, как отойти от дел и что делать с гостиницей. Тогда они познакомились с Тимофеем и Эльвирой Китнисами.
В 2001 году Тимофей и Эльвира (в Крещении Елена) переехали в Трир — старейший город Германии, помнящий еще святого императора Константина. Тогда же они стали во главе инициативной группы будущего православного прихода Московского Патриархата во имя св. Сорока мучеников Севастийских. Сразу пришлось решать проблему с помещением для богослужений. Для нужд новообразованного прихода был арендован дом в Трире.
Кроме того, что Тимофей исполнял обязанности старосты прихода, послушанием этой семьи стала и организация паломнических поездок. Такой опыт у них уже был — в Омске по благословению архиерея, еще в 90-е годы, Тимофей возил детские паломнические группы к святыням Урала и Сибири. В Германии, по благословению архимандрита Иосифа, они начали разрабатывать новые паломнические маршруты. Оказалось, что их бесконечное количество — в Европе очень много мест, связанных со святыми неразделенной Церкви.
Рассказывает Тимофей Китнис:
Все начиналось в России в 1995 году, когда мы стали изучать богословие в государственном Омском Университете. Тогда, по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия, мы возили детей в паломничества в Ачаирский Крестовый монастырь Омской епархии. Потом мы переехали в Германию, и не случайно оказались в городе Трире — самом древнем городе Германии, имевшем когда-то статус Северной столицы Римской империи, резиденции св. равноапостольного императора Константина. Этот город сохраняет множество святынь, связанных с историей первых веков Церкви Христовой.
Мы были у основания прихода Русской Православной Церкви во имя Святых мучеников Севастийских в Трире. Идея паломничества планомерно вытекала уже из приходской деятельности. Мы издавали газету «Православный вестник», она распространялась по приходам Германской епархии. Там была рубрика, в которой мы стали писать о святынях Западной Европы. Она так и называлась: «Православная Европа». В итоге мы стали представителями журнала «Фома», и наша организация выросла в культурно-просветительское паломническое объединение.
Так возник центр святого апостола Фомы (St. Thomas) в Европе.
Что православные паломники забыли в Европе?
Традиционные места паломничества — Святая Земля, Синай, Стамбул — известны всем. Что же можно увидеть в Европе?
Рассказывает Тимофей Китнис:
Люди забывают, что и у нас, и у западных христиан совместная тысячелетняя история до раскола Церкви 1054 года, а соответственно, и общие святыни и святые. В печально известном IV Крестовом походе 1204 года крестоносцы захватили Константинополь, а там находилось огромное количество святынь, которые затем и оказались на Западе.
Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима — варварским королевствам, для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов.
В июне 2014 года, в городе Ахен — столице Карла Великого, пройдет Высокое паломничество к Ризе Божией Матери, Ахенскому поясу Пресвятой Богородицы, Пеленам Богомладенца и плату от усекновения главы св. Иоанна Крестителя.
Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день — это путь святого апостола Иакова, к его мощам в Сантьяго — де — Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII—XV вв. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправиться через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.
Первые паломники — это люди, которые шли, например, в Рим, где были гонения на Церковь, и среди христиан уже появились первые мученики. Люди издалека шли к их гробам, чтобы помолиться, попросить у них заступничества перед Господом, порадоваться, что у Христа появились новые мученики. Это первая форма паломничества. Зачастую власти выставляли засады в тех местах, где были гробы мучеников, определяя таким образом христиан. Одним словом, святыни появились в Западной Европе уже в первые века истории Церкви, и их действительно можно назвать Вселенскими святынями.
Сегодня паломники, путешествующие со службой святого апостола Фомы, могут посетить места и святыни, не всегда доступные католикам и протестантам. Дело в том, что в западной традиции нет обычая давать целование святыням — многие спрятаны в буквальном смысле под спудом — в нижних храмах, в клетях, за витыми вратами. Например, в соборе Трира покоятся мощи христианских мучеников первых веков — римских граждан. Они хранятся в нижнем храме, и вход туда ограничен, а уж доступ к мощам и вовсе закрыт. Но архимандрит Иосиф сумел объяснить настоятелям многих храмов, что для православного очень важно дать целование почитаемой святыне. Не один год ушел, не один десяток писем был написан.
Теперь, когда приезжают паломники из России, открываются многие замки, двери и… православные служат молебны и прикладываются к частице плата Пресвятой Богородицы, гробам трирских мучеников, главе Иоанна Предтечи. А вокруг с удивлением толпятся местные — католики или протестанты, смотрят, слушают православные песнопения, спрашивают у руководителей группы, что происходит, и со слезами на глазах после православных подходят тоже приложиться.
Правмир познакомился с паломнической службой св. апостола Фомы в 2010 году — благодаря журналу Фома. Тогда мы и рассказали читателям об удивительных святынях христианской Европы: Терновом венце Спасителя, главе св. Иоанна Крестителя, Трирских мучениках, свв. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.
Участие в Литургии за 700 евро?
Долгое время паломников размещали в Трире, в комнатках арендованного под приходские нужды дома (в тесноте, да не в обиде, но не всякий был готов жить в комнате с 3–4 малознакомыми людьми) или в отеле неподалеку — не всякому было по карману.
Арендная плата за дом была высокой, и долгое время изыскивалась возможность кредита для покупки постоянного помещения для нужд прихода и паломников.
И вдруг появилась такая возможность — отель совсем рядом с Триром, не новый, но добротно, по-немецки отстроенный. Часть суммы взяли в кредит и внесли супруги Китнис, часть — Алина Дальская.
Гектара у отеля нет ни одного — небольшой сад вокруг гостиницы.
А вот и отель
А так — внутри
В храме
Зато появился православный домовой храм.
Приход Берлинско-Германской епархии в городе Трире во имя святых 40 мучеников Севастийских официально утвержден Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года (Журнал 57).
Те, кто знаком с трудностями православных в Европе, знают, что главная проблема — найти помещение под храм. Хотя бы временное. В каких-то городах удается договориться с католиками, чтобы они пускали служить в своих соборах, когда у них нет служб. То есть не в воскресенье, не на большие праздники и не очень часто (и на том, что есть — огромное им спасибо). А снимать постоянное помещение под храм — финансово очень трудно для маленьких общин, где и священнику нередко приходится работать на светской работе, чтобы прокормить себя и не быть иждивенцем у прихода.
Рассказывает Эльвира Китнис:
Ни для кого из православных, живущих в Европе, не является новостью тот факт, что вопрос о помещении для проведения богослужений верующие часто решают самостоятельно. Так возникают домовые храмы, наиболее известным из которых стало знаменитое Трехсвятительское подворье в Париже — храм, устроенный в помещении бывшего гаража при жилом доме. В Трире приход долгое время пользовался арендованным помещением. Первые полгода из-за отсутствия места приходилось несколько раз служить на кухне одной из наших прихожанок.
Сейчас приход имеет постоянное помещение. Это домовый храм, где помещается около 70 человек. В соответствии с православной традицией в храме установлен иконостас, иконы для которого были заказаны у замечательного иконописца Германии — Александра Столярова. С расписанием богослужений прихода во имя свв. 40 мучеников Севастийских можно ознакомиться на сайте прихода.
Сейчас в храме пребывает дивная икона святой великомученицы Елизаветы с частицей ее мощей, привезенных со Святой Земли одним близким и дорогим нам человеком. Икону же храму подарила Елена Анатольевна Кабакова, которая возглавляет сестричество святой великомученицы Елизаветы в Санкт-Петербурге. Для прихожан и тружеников Паломнического центра это событие стало знаменательным, ведь икону передали нам люди, чье служение напрямую сопряжено с подвигом милосердия, который совершала во время земной жизни святая Елизавета.
Сестры милосердия из Санкт-Петербурга трудятся в хосписе во славу Божию. Их послушание — утешать страждущих и помогать умирающим обрести душевный мир перед встречей с Богом. В храме во имя свв. 40 мучеников Севастийских был отслужен торжественный молебен с акафистом по случаю принесения иконы, а затем хор сестричества исполнил песню, написанную регентом Татьяной Акишевой на музыку Татьяны Обольской, посвященную святой великомученице Елизавете.
Возможность обустроить храм в постоянном месте — паломническом доме — это настоящее счастье для местных православных. Они исправно приезжают в воскресенье и проводят здесь по полдня: исповедь, Литургия, трапеза, воскресная беседа. Кстати, у европейских христиан нет искушения выбора, куда пойти в выходной — в храм и воскресную школу или на весь день в торговый центр. По воскресеньям в небольших городках (да и в таких, как Люксембург, тоже) закрыто совершенно все, даже кофе выпить — проблема. Это настоящий день отдохновения и молитвы — открыты только храмы.
700 евро — сумма которую во многих СМИ обозначили, как плату за участие в Литургии — таковой, конечно же, не является. Это ложные сведения. 700 (а точнее, 665 евро) — это стоимость турпакета. В эту цену входит оплата за 10 дней насыщенной программы, поездок по всей Европе, проживание в комфортных условиях, питание. По нашим временам это совсем немного. Кстати, поэтому часто в паломнические поездки приезжают пенсионеры — кто-то смог скопить сам, а кому-то дарят поездки дети.
И людям есть от чего быть довольными: Тимофей Китнис — автор и ведущий фильмов «Неизвестная Европа», недавно показанных по каналу «Культура», а также православные гиды, работающие в рамках созданной им школы, рассказывают столь содержательно, интересно и ярко, что самые начитанные эрудиты в восторге от сопровождения.
Информационная атака, связанная с деятельностью гостиницы, куда приезжают православные паломники, как-то особенно ярко затронула проблему… свиных рулек. Ну что сказать по этому поводу? В Германии они и правда неплохие. А повар в паломническом отеле — этнический немец, поэтому он прекрасно их готовит. Если путешествие в христианскую Европу приходится не в дни поста, здесь с радостью предлагают паломникам и это малое утешение.