Праздник абсурда? Торжество веры!
Престарелые родители, всю жизнь молившие Бога о том, чтобы Он послал им ребенка, вдруг решаются отдать маленькую дочь в «интернат» при Храме. Зачем? О том, что абсурдно для окружающих, но так ясно для людей, всецело живущих Богом, – размышляет протоиерей Константин Камышанов.

 Верую, потому что абсурдно. (Тертуллиан)

Введение для обывателя – праздник абсурда. Введение для христиан – праздник веры. Он как нельзя лучше иллюстрирует слова апостола Павла: «Безумие для эллинов, соблазн для иудеев».

В самом деле, супружеская пара всю жизнь оставалась бездетной. В народе Иоаким и Анна считались проклятыми из-за своего бесчадия. Священник не принял их жертвоприношение, и они дошли до полного отчаяния.

Вдруг Бог, сжалившись, подает им долгожданного ребенка, а они через три года сдают его в специнтернат при храме. Девочке при этом всего три года, и ее не спрашивают, хочет она этого или нет. Вместо того чтобы насладиться любовью ребенка, его нежностью и поэзией взросления, они отказываются от дара Бога и снова становятся одинокими.

Икона Адам и Ева. Автор Светлана Ржаницына

Икона Адам и Ева. Автор Светлана Ржаницына

Разве Мария не могла вырасти богоугодной в этой праведной семье? Ведь вырос же сводный брат Христа в такой же семье апостолом и творцом Литургии Иакова, в которой миряне причащаются, как и священники, из чаши.

Кто упокоил одиноких стариков, плакала ли Анна об отданном ребенке, и кто закрыл глаза умершим супругам, мы не знаем. Но мы знаем, что этот случай был не единичным в истории мира:

Бог искушал Авраама и сказал ему:

– Авраам!

Он сказал:

– Вот я.

 Бог сказал:

– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал:

– Мною клянусь, говорит Господь, что так, как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего (для Меня),  то Я благословляя благословлю тебя.

Потрясающий урок веры, результатом которого стало откровение о том, что жертва и любовь лежат в основании мира. Эта не принятая жертва Авраама была также прообразом жертвы Бога Отца, отдавшего Сына за грехи мира:

…С сими и мы божественными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный… (анафора)

Таким образом, мы видим, что отдав маленькую девочку Марию в храм, ее родители не только уподобились праотцу Аврааму, но и сами послужили некой проекцией Троицы на род человеческий.

Вряд ли Иоаким и Анна богословствовали. Простые старики из крохотного селения в далекой нищей стране, скорее всего, были вообще неграмотными.

Однако все знают, как маленькие дети, еще не усвоившие грех, очень хорошо разбираются в людях. Не при помощи психологических техник, а напрямую проникают в суть человека. Они очень хорошо отличают злых людей от добрых и видят лукавство взрослых. Так Адам видел суть предметов внутренним духовным взором. Совершенно очевидно, что таким духовным видением обладали праведные супруги Иоаким и Анна. И этот мир они видели не так, как мы.

Нам, мирским, кажется, что мир устроен для нас. А он устроен в результате взаимоотношений между лицами Святой Троицы несколько с иной целью, чем наше земное благополучие и здоровье. Мы после грехопадения Адама трагически ошибаемся, определяя свое место в мире.

Нам кажется, что жизнь – это семьдесят лет. Аще в силах – восемьдесят, а далее труд и болезни. А мы на самом деле рождены к вечности.

Нам, мирским, кажется, что дети являются нашим плодом любви. В то время, как мы не имеем ни малейшего представления о том, как происходит зарождение жизни, становление души и почему приходит смерть. Редко кто догадывается, что дети не наши, а Божии. А нам их дали только подержать, не испортить и научить любить Бога. Мы должны вернуть их Богу целыми и невредимыми.

Мы с большим трудом видим себя в потоке вечности. Нам очень трудно понять, что все, что мы имеем – от Бога. И совсем невероятно сложно принять участие в совместном труде с Богом. Потому что мы слепы духовно и не понимаем того, что не слуга, а Отец, хранящий и возделывающий Царство Небесное, вместе с нами.

Наша работа должна быть подобна отношению лиц Троицы, между которыми непрерывно совершается жертва любви. Бог Отец дает Сыну мир, а Он возвращает этот мир преображенным.

Авраам и Иоаким и Анна духом уяснили это фундаментальное основание человеческой природы. Оно состоит в том, что мы сотворены как боги по благодати. Мы сродственны Господу. Его Тело растворяется в нашем теле. Его Кровь, растворяется в нашей крови. А раз сродственны, то главное свойство Бога – любовь, и наше главное действие – жертва любви.

Когда любовь рождается в нашем сердце, тогда оно начинает в свете этой небесной любви все видеть по-другому. Человек думает по-другому. Он по-другому поступает. Так по-другому и поступили праведные супруги.

Иоаким и Анна, как и все верующие иудеи, ждали, что именно из их колена придет Мессия. Длительным испытанием Господь приготовил их стать участниками финала этого ожидания. И они прекрасно это поняли. Им было совершенно очевидно, что ребенок, данный им в руки, принадлежит не им, а Богу и всему миру. И они, любя Бога, пожертвовали его миру. Они захотели и смогли смириться, отойти в сторону, не мешать промыслу и дать действовать Богу.

Введение – лучший поступок их жизни. Оно смогло произойти потому, что Иоаким и Анна увидели себя звеном цепи мировой истории. Они удивительным образом сумели воспринять себя частью Вселенной, ее шарниром, на котором провернулся мир. Невозможно представить величие и масштаб их личности и глубину их разумения. Только косвенно мы можем догадываться о том, как в их душе умещался промысл Божий, который они понимали мимо разума, непосредственно, как Адам.

Они уразумели волю Бога и по-другому поступить не могли.

Что же Мария? В первые же минуты своего присутствия в храме юная Дева повела себя так странно, что поразила всех присутствовавших на входе. Мы можем догадываться, что необычное поведение отроковицы было связано с внешней необычностью происходившего.

Возможно, что эти двенадцать ступеней девочки, приведенные в храм так же, как и Мария, никогда не преодолевали. Возможно, они плакали или боялись расстаться с родителями. А здесь избранница Божия полетела в храм как птица, отпущенная с руки. Как голубь, возвращающийся на гнездо.

Но есть повод подумать, что необычность Введения была воспринята духовно иначе, чем восприняли глаза свидетелей. Порыв и спокойствие Марии не были той причиной, по которой первосвященник принял ее и ввел (!) в Святая Святых, куда не разрешалось заходить не только мирским, но и простым священникам.

В него мог заходить только первосвященник, и то раз в год. А тут не мужчина, да еще ребенок. Это просто невероятно даже сейчас, когда в алтарь женщина не показывает даже носа.

Была другая, более весомая причина такого происшествия.

Осознание причин события снова выводит нас за рамки нашего физического восприятия. Избранники – Божии люди – видят мир не так, как мы. Им открыта внутренняя сущность событий и вещей. Они не только видят по-другому, но и говорят между собой так странно, что мы ничего из этой речи не понимаем. Нам загадочны и соблазнительны их поступки. И только трепет перед Богом и явное покровительство им от Господа удерживают нас от суда и любопытства.

Первосвященник и маленькая девочка увидели друг друга не теми, кем их видели люди. Служитель алтаря увидел в ней ковчег духа. Он не знал, как и что произойдет дальше. Но прекрасно видел, что к нему подплыла золотая лодочка, на которой придет в мир Мессия. И он отвел эту лодочку в Божию гавань. Все он сделал правильно. И все персонажи события Введения во храм поступили парадоксально и единственно правильным образом. Эллинам безумие, иудеям – соблазн.

Вот это иное видение есть результат погруженности в жизнь Бога. Это есть результат веры. Окидывая взором всю эту историю Введения, мы понимаем, что вся она была торжеством веры. Веры – как живого ощущения близости Бога.

Переводя взгляд на себя, нам стоит задуматься о том, а кто мы есть на самом деле? Ведь самая большая ошибка в жизни – это наше представление о себе. Наша задача уяснить не свою роль в жизни, а ту, которую Бог отвел нам в вечности. Как сказал Христос о себе:

– Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

Слова Спасителя можно приложить и к себе. Ведь и мы – дети Бога и носим имя Христа.

У Иоакима и Анны на уяснение своего предназначения ушла почти вся жизнь.

Нам проще. Все тайны открыты, все пророчества исполнены. Глаголы уст Божиих нам доступны в дословной записи речи Христа. Нам не хватает только одного – чтобы наш ум и наши знания были оживотворены чувством к Богу. Это чувство приходит от веры. А вера от Бога и нашей тоски о Нем. Веру приобрести трудно, но Бог не только помогает нам в ее поиске, но активно влечет нас к ней.

– Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Главное, не мешать Ему, как глупый ребенок, который лупит по руке матери, не пускающей его на проезжую часть дороги.

Бог спасает только тех, кто этого хочет и у кого есть к этому воля. Только тех, кто мечтает быть рядом с Ним, несмотря ни на что. Но так как жизнь с Богом эллинам безумие, а иудеям соблазн, то мы боимся жизни в Боге. Нам наши черепки земного богатства кажутся дороже сокровищ Царства Небесного. И это постыдное и глупое малодушие отделяет нас стеной от Иоакима и Анны, которые четко себе уяснили, что есть нечто более реальное, чем наша земная жизнь.

И нам нужно уяснить, что мы родом из неба и свои Богу, а не то, чтобы дом построить и посадить дерево.

И мы должны понимать, что наши дети обязаны не поступить в институт и устроиться, а должны так же, как и мы, однажды увидеть Бога и полюбить Его. И наша задача – оставить им не тленные деньги и временный дом, а веру, которая даст им другое вечное наследство и другой настоящий и вечный Дом.

И, конечно, размышление об этом празднике должно родить восхищение и благодарность праведным Иоакиму и Анне за то, что они ради нашего и моего лично счастья пожертвовали отречением от сладкой и милой жизни с прекрасной девочкой, своей долгожданной, любимой и ненаглядной Марией. Пожертвовали одиночеством старости и смерти.

Они принесли в жертву свои слезы молодости ради всех людей. Ради нас – неведомого им племени на севере. Ради тех, кого еще никто не знает, – нерожденных поколений наших потомков. Они это сделали, потому что их сердца коснулся божественный свет Троицы, и в нем разгорелась небесная любовь.

Обращаясь мысленным взором к самой Деве Марии, мы должны увидеть, что Святая Святых открыта для всех, кто чист душой, как ребенок, кто любит Бога, как царь Давид, кто праведен, как тот первосвященник.

Мы не можем достичь добродетелей того первосвященника. Нам возможно, но очень трудно полюбить Бога, как царь Давид. Но у нас есть более доступный и простой вариант спасения – уподобиться маленькой девочке Марии. Для этого надо перестать быть злыми, мстительными, гордыми, хитрыми, корыстолюбивыми, болтливыми, двоедушными и самолюбивыми.

На самом деле, лучше и проще быть незлобивыми и простыми, как дети, которых есть Царство Небесное. Тем самым уподобиться юной Марии и пережить свое маленькое личное введение в небесный храм, в чем и помоги нам, Господи.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.