Начиная с IV века, Православная Церковь имеет в годовом богослужебном круге особый день, посвященный Ангелам, празднуя Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Почитание человеком бесплотных сил было настолько укорененной традицией еще в дохристианских культах, что потребовалось решать этот вопрос на Лаодикийском соборе (ок. 363 г.), чтобы упорядочить и воцерковить эту традицию, принимавшую, подчас, самые извращенные формы.
Мы точно не знаем, имел ли человек в Едемском саду возможность соприкосновения с ангельским миром, сослужащим Богу в Его творческом акте, но знаем, что грехопадение первых людей произошло не без участия одного из бывших представителей этих служебных сил. Возможно, что для Адама и его жены лицезреть этих носителей Божественного света было совершенно естественным, поэтому диавол и был вынужден принять образ змея, так как сам уже был лишен способности отражать Свет Творца, превратившись в пугающий мрак. Блаженный Августин, размышляя о сущности зла и его носителях говорит, что «если ангел отворачивается <от Бога>, он становится нечист … и не является более светом в Господе, но делается тьмой в себе самом, лишенной света вечного». Херувим же с пламенным мечом, стоящий у входа в Едем, котрого Адам увидел, обернувшись, удаляясь от Божьего Града, стал постоянным напоминанием человеку об утерянном.
Устанавливая это празднование в честь ангельского мира, отцы Собора выделили в ряду бесплотных сил предводителя этого воинства небесного, архистратига, то есть военачальника Михаила, одно имя которого уже направляет человека к пониманию правильного почитания этих вестников Божественной милости — «Никто как Бог».
Не отказа от почитания этих «служебных духов» (Евр. 1, 14) требует в IV веке Церковь, а правильного молитвенного обращения к этим соработникам на ниве нашего спасения, ежедневно и ежечасно окружающих нас и невидимо ограждающих от насмешек и поругания со стороны падших представителей горнего мира. Поэтому и просит ежедневно и многократно Церковь, обращаясь к Господу на богослужениях, чтобы не лишил Он нас этого полезного дружеского окружения — «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших …».
Какой же подарок в этот день мы можем принести своему Ангелу, данному нам от Бога у крещенской купели? Лишь наше покаяние и подражание ангельской жизни в непрестанном благодарении Богу и Отцу, обращение всех наших мыслей в этот день к высоте горнего мира, способны устроить нашим Ангелам трапезу духовного веселия, как непрестанно радующимся о каждом кающемся грешнике (Лк. 15, 10).
«Ангелы и Архангелы, Престолы, Власти и Господства, Начальства с Силами, Херувимы и Серафимы, с Богородицей о мире молите».