Праздник свидетельства. И краткий курс, как нам проповедовать Христа
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Преображение Господне – пожалуй, один из самых загадочных евангельских эпизодов. Три синоптических Евангелия (Матфей, Марк и Лука) почти под копирку описывают один и тот же сюжет: Христос идет с тремя апостолами молиться на гору – и там они видят Его преображенным, просветленным в буквальном смысле. Он беседует с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией о том, что Ему предстоит пережить в Иерусалиме.
После завершения видения Учитель требует от учеников молчать обо всем, что они увидели, пока Он не воскреснет из мертвых. Почему? Наверное, чтобы не воспринимали эту удивительную встречу как одно из прочих совершенных Им чудес: накормил толпу пятью кусочками хлеба, исцелил от мучительной болезни, изгнал бесов, а еще Он, оказывается, может общаться с давно ушедшими в иной мир пророками.
Но ведь Господь преобразился не для этого и не поэтому. Только потом три ученика поймут, что это чудо не было собственно чудом, то есть неким нарушением законов природы. Напротив, Преображение – это явление того, что есть на самом деле. Апостолы увидели Христа таким, Какой Он есть на самом деле – Богом. Тем Самым, Кто говорил с Моисеем и Илией лицом к лицу. И лишь осознав это, Петр, Иаков и Иоанн, свидетели Преображения, смогут верно о нем рассказать. А осознать это можно было только став свидетелями сначала смерти, а потом и Воскресения Христа.
На Фаворе ученики убедились, что их Учитель – Великий Человек: Христос-Победитель, Христос-Чудотворец, Христос-Пророк. Но пока они видели только Человека. Уже через несколько строчек Иаков и Иоанн спрашивают, не свести ли огонь на жителей Самарянского города, как поступил бы Илия, спорят, кто из них будет сидеть справа или слева от Христа… Царство-то Небесное они увидели, как обещал Учитель, но до поры до времени не могли верно интерпретировать увиденное.
Вскоре все меняется. Преображение Господне сквозь призму Голгофы и Воскресения становится свидетельством о Христе-Боге. Три ученика несут это свидетельство по-разному, а для нас их «преображенская проповедь» — краткий курс, как нам-то проповедовать Христа.
Единственный Евангелист, бывший на Фаворе с преобразившимся Христом – Иоанн Богослов – не написал о произошедшем ни слова. Возможно, и не сказал. Скорее всего, как потерял дар речи на Фаворе, так и не смог свои переживания той минуты сформулировать. Только поэтически намекнул в Прологе своего Евангелия: «и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14). Однако он не зря вошел в историю с именами «Богослов» и «Апостол Любви» — он свидетельствовал о своем Возлюбленном Учителе самой своей жизнью, долгой, многотрудной, таинственной, исполненной горячим ожиданием встречи с Ним. Мы ведь помним предание об упокоении Иоанна – он просил своих учеников закрыть его в могиле еще живым, а позже его тела в гробнице не нашли. Потому и не нашли, что Иоанн при жизни увидел Царствие Небесное, и проникся им так, что смерти даже его тело на растерзание не осталось.
Вот и первый урок: свидетельство жизни.
Если жизнь пронизана преображенским светом, как бы банально ни звучало – можно даже ничего конкретного не говорить.
Брат Иоанна, Иаков Зеведеев, тоже бывший на Фаворе, скорее всего, просто не успел рассказать о произошедшем – он был первым мучеником из двенадцати апостолов, убит в 44 г., Евангелия же писались уже во второй половине I века. Интересно, кто из двух братьев Воаннергес («Сыновья грома», — как звал Спаситель Иакова и Иоанна) оказался по правую, а кто по левую руку Господа? Один мученически погиб первым, другой пережил пытки и ссылки и почил самым последним – чашу, которую Он пил, испили, крещение, которым Он крестился, крестились – а что же дальше? Вопрос риторический.
«Дальше» и «раньше» — уже не имеет значения. В Иакове тоже раскрылось то явление Царства, которое он увидел на Фаворе, и апостол отныне принадлежал ему. Даже основная его апостольская деятельность – уже посмертная. По преданию, он успел прийти с проповедью в Испанию, но своим небесным покровителем испанцы стали его считать лишь во времена Реконкисты, в IX веке, когда были обретены его чудесным образом сохранившиеся нетленными мощи. Так что и этот апостол, вкусивший Вечной Жизни, можно сказать, не заметил смерти. По крайней мере, она не смогла ему помешать просвещать и свидетельствовать о Христе.
Второй урок – свидетельство смерти.
Человек, готовый трудиться ради Христа до смерти тоже может ничего не говорить – он сам будет проповедью.
Устно рассказывал о Преображении евангелистам Матфею, Марке и Луке, вероятно, апостол Петр. Он вообще, пожалуй, самый разговорчивый апостол. Он много говорит со Христом, он неоднократно вслух исповедует свою веру в Него, он много проповедует после Его Воскресения. Речь – это и дар апостола Петра, и его трагедия: ведь и отрекается от Спасителя он на словах… Но удивительное дело! Он не писал Евангелий самостоятельно, и какие-то детали не могли бы быть известны евангелистам: как он плакал после отречения, как испугался волн, по которым шел к Христу – так что, очевидно, он сам бесстрашно рассказывал о самых некрасивых подробностях своего духовного пути.
И о прекрасных тоже. В своем втором послании он упомянул о той удивительной молитве на горе Фавор: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет.1:17-18). Слова с небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный…» — прозвучали в ответ именно на его наивную реплику, предложение построить три кущи Иисусу, Моисею и Илии.
Первоверховный апостол преподает каждому верующему третий урок. Если о Христе говорить – то только предельно честно, не скрывая своей простоты, своих ошибок и даже преступлений. Свидетельство о Господе – это и свидетельство о себе самом, о себе, увидевшем Его славу.