Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифóстротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Ин. 19: 6—11, 13—20, 25—28, 30—35
В название сегодняшнего праздника часто добавляют слово «всемирное». Всемирное Воздвижение Креста Господня. И это очень важное добавление. Церковь говорит нам о том, что дело происходит не только в Иерусалиме. И не только там возвышается Господень Крест. И не только годовщина исторического события сегодня празднуется. Самое существенное, что относится к смыслу этого праздника, — это разговор о глупости и победимости ада.
Мы так привыкли себя запугивать: искушения, тяготы, сложности, неприятности. Ясно, что половину из этого можно с легкостью отбросить, потому что за этим стоит главным образом нытье и саможаление. Но есть и действительные проблемы, есть и действительные искушения и тяготы.
И праздник сегодняшний ободряет нас. Говорит о том, что аду не удается человека обмануть. Не удастся сначала обмануть Богочеловека Христа, а вслед за Ним он утрачивает и абсолютность своей власти над человеком обычным, земным.
Простой детский символ — перечеркнутые линии. Человеческий лепет на заре цивилизации. Дьявол пытается вдохнуть в этот знак абсолютно несвойственный ему смысл. Из чего-то доброго, простого и ясного — сделать орудие убийства. Но это всегдашнее бесовское желание гибели, разрыва, конца ослепило и самого сатану. Он пытался Крест Христов сделать крестом, поставленным на человеческой истории. И более того: пытался поставить крест на Боге. И оказался посрамлен.
Иногда нам кажется, что все то, для чего пришел Спаситель, не сбывается. Спаситель пришел, чтобы человек стал лучше, а человек становится хуже. Спаситель пришел, чтобы человек был правдив, но человек постоянно совершенствуется в искусстве вранья. Спаситель пришел, чтобы человек мог увидеть Небо, но человек уже не способен и земли видеть под собой, а сосредоточен только на себе.
Так-то это так, но не до конца. Человек способен к родству с Богом и желает этого родства. Он хочет Богу быть родным. Но очень часто не знает, как ему быть родным. Мучается и мятется его душа, когда Христос не рядом, когда он сам себя ставит вне спасительного Христова чертога. Человек понимает: что-то не так. Есть слава, есть ум, есть деньги, есть дети, а Бога — нет. И несчастлив человек. Многого из перечисленного может не быть. Но есть Бог. И человек счастлив.
Дьявол — родоначальник не только какой-то страшной силы, которая способна нас загубить. Он еще родоначальник несусветной глупости, непонимания человека; он мыслит о себе как о чем-то очень важном, величается и надувается. И, как всякий надутый пузырь, лопается, прикасаясь к острию Креста Христова.
А Крест Христов возвращается к тому образу, из которого он возник: детской радости человечества о том, что добро все равно всегда мудрее, умнее и сильнее.
Для дьявола было бы идеально, если бы Спаситель навсегда оставался во аде, сойдя туда в Великую Субботу. В ослеплении своем он думал, что так и будет. Вот только ничего у него не вышло. Немощен, бессмыслен, слаб сатана. Мы его боимся лишь потому, что разрешаем себе его бояться. Но у нас есть простой рецепт бесстрашия, данный Спасителем: ходите во свете[1]. Потому что когда вы ходите во тьме, вы спотыкаетесь. А ходящий во свете никогда не споткнется.
И все то, что было чудовищным и страшным в ночи греховного омрачения, становится бессмысленным, достойным осмеяния при свете Христова дня. Мы не должны бояться сатаны, потому что когда мы боимся искушений и воздействий дьявола, мы себя открываем для него и этих воздействий. С нами Спаситель. Спасителя нет на кресте. И в этом наша победа и наше упование. Спасителя нет на кресте, и значит, дьявол не имеет над нами никакой власти, кроме той, которую мы ему дадим. И значит, даже наше очень слабое и искаженное христианство оправдано и нужно Богу.
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»
[1] Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет (Ин. 12: 35).