Да, праздник Вознесения – это воспоминание о том, как апостолы проводили Господа, который телесно вроде бы покинул сей мир. Но обратите внимание – в Евангелии сказано, что они «возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк. 24:52). Апостолы понимали, что Христос воскрес, осознавали, что Он принес в мир. А потому им было ясно — это разлучение временное.
Вот потому и радовались той радостью, которую никто не может отнять. Такой радостью радовался, например, преподобный Серафим Саровский. У нас, слабых и немощных, такой радости очень мало. Вот мы и задумываемся – о чем праздник Вознесения? Что праздновать, если Господь зримо покинул сей мир?
Для меня главные слова Священного Писания, в которых открывается праздник Вознесения, – слова апостола Павла: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3). Христос – истинный Бог, истинный Человек вознёс в каком-то смысле каждого из нас к Отцу Небесному. Каждый из нас, христиан, уже причастен к будущей жизни.
Если внимательно смотреть писания Святых Отцов и богослужебные тексты, то там присутствует мысль, что Царство Божие даровано нам постоянно. Самый известный текст – это текст евхаристического канона литургии Иоанна Златоуста, когда священник говорит: «И Царство Твое даровал еси будущее».
Прошедшее время совершенного вида указывает на то, что речь об уже сделанном. Будущее Царство нам уже даровано. Эта мысль повторяется в тайных молитвах, читаемых священником во время вечерни: «И поручил нам обещанное Царство». То есть Бог нам уже поручил Царство Небесное.
Святые – люди, которые по-настоящему стали христианами — уже живут там, по той логике, по тем законам.
Мы же о своей принадлежности к уже дарованному Царству постоянно забываем, предпочитая жить здесь, в сем мире.
Праздник Вознесения — как раз такой день, который еще раз напоминает: жизнь наша — она Там, и за отпущенное земное бытие надо центр притяжения наших мыслей, чувств, желаний сместить туда. Христос сказал: «Царство Божие внутри вас», — то есть оно уже доступно.
Это умирание для мира особенно видно в монашестве. У меня в семинарии был друг – Игорь Давыдов (потом он стал епископом Зосимой), с которым мы и учились вместе, и вместе работали в бригаде по росписи семинарского храма. Игорь жил в соседней комнате с еще тремя товарищами, и его кровать стояла за шкафом. Как-то я захожу и спрашиваю: «Ребята, Игорь есть?». Из-за шкафа он отвечает: «Игорь умер». Сначала я испугался. Потом стою и ничего не понимаю: голос его, тогда как – умер? Всё стало ясно, когда он вышел из-за шкафа и сказал о своём пострижении, о том, что Игоря больше нет, и он теперь — инок Зосима. И он стал жить с тех пор уже новой жизнью.
В каком-то смысле мы все умерли в сей жизни. Когда нас погружают в купель при крещении – это образ умирания. За которым должна начаться новая жизнь – жизнь обновленного человека. Просто на нас наросло столько всего, как на корабле, который долго плавал… Всё это нужно стряхнуть с себя. Если мы этим не занимаемся сами, Господь отряхивает нас разными методами. Чтобы к концу земной жизни мы подошли, сумев переместить центр тяжести туда, в Горний мир.
Праздник Вознесения – это напоминание нам о том, что нужно встряхнуться, поскольку жизнь наша там, со Христом.
Подготовила Оксана Головко