Празднование памяти святителя Макария Московского 12.1.1999 на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В день памяти святителя Макария Митрополита Московского на богослужении присутствовали братия святой обители и постоянные прихожане храма, а также редакция и авторы журнала “Альфа и Омега”. Всенощное бдение, Божественную Литургию и молебен совершил Архимандрит Макарий (Веретенников) в сослужении духовенства, среди которого были и иереи, сотрудничающие в нашем журнале. Архимандрит Макарий произнес проповедь, раскрывающую непреходящее значение празднично переживаемого Церковью события. Вот изложение некоторых мыслей, высказанных отцом Архимандритом.

11 и 12 января православные особенно ревностно возносят молитвы святителю Макарию Митрополиту Московскому, память которого приходится на 30 декабря по старому стилю. День блаженной кончины Святителя — 31 декабря, но Церковь положила перенести празднество на 30 декабря, не желая перегружать чрезвычайно напряженную в эти дни богослужебную жизнь. Это поистине не просто мудрое, но промыслительное решение: ведь 30 декабря ст. ст. — начало второго полугодия в школах нашей страны. А святитель Макарий и в земном житии, и в небесном своем предстательстве являет заботу об учащих и учащихся. “Писания отеческая возлюбил еси, блаженне святителю, и Церковь Премудрости Божия священными лепотами преукрасил еси, возвеличив ю учением богогласным” (Канон, песнь 3).

Сотрудники и авторы журнала по большей части знакомы друг с другом заочно, встречались лишь на страницах “Альфы и Омеги”. И вот представилась счастливая возможность духовного и личного общения. Не случайно встреча была приурочена к этому дню. Дело в том, что святитель Макарий — покровитель православного просвещения и книгопечатания на Руси. Выдающийся иерарх XVI века, поистине добрый пастырь заботился об утолении духовной алчбы словесных овец. Он известен как собиратель православной письменности; достаточно упомянуть Макарьевские великие Четьи Минеи. Мы привыкли к тому, что практически каждый день наша Церковь совершает память святых, просиявших в Российской земле. Но необходимо понимать, что так было не всегда. Есть в тысячелетней истории Православия в нашей стране крайне значимый для поместной агиографии момент: в прославлении отечественных подвижников благочестия решающее значение сыграла первосвятительская деятельность Митрополита Макария. Он не только положил много трудов на составление служб, житий и похвальных слов святым поместной Церкви, предстоятелем которой был, — он совершил большее. На знаменитых Макариевских соборах было установлено общецерковное почитание угодников Русской земли; до этого прославление святых осуществлялось по благословению местных архиереев, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов. Соборное прославление святых — важнейшее событие в жизни Церкви.

XVI век часто воспринимается как эпоха Иоанна Грозного, но не предпочтительнее ли православным христианам связать ее с именем святителя Макария? Для кого-то история человечества — это история войн. Подобная однобокая унылая историософская позиция — ничто иное как злопамятство. Недопустимо забывать о том светлом, что было в жизни наших предков. В XVI веке налицо явный духовный подъем, проявлявшийся, в частности, в расцвете соборной жизни Русской Церкви. По первосвятительскому благословению диакон Иван Федоров начинает великое дело книгопечатания. На московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры находится икона святителя Макария, освященная 15 ноября 1998 г. В клеймах, живописующих его житие, есть и этот момент — благословение книгопечатания. Впервые богатейшая история православной иконописи обогатилась изображением печатного станка.

Дни жизни Святителя не назовешь бестревожными. Первосвятителю приходилось вставать на защиту Православия, дабы сохранить вверенную ему Христом паству от губительного соблазна ересей, возглавлять церковное моление во время бедствий.

Его святительским попечением распространяется свет православной веры. Церковь ведет активную миссионерскую работу. “Троицу, Отца, Сына и Святаго Духа, апостольски проповедати повелел еси, непросвещенную лопь и иныя северныя языки ко Христу привел еси…” (Канон, песнь 4).

Ревностное служение святителя Богу и Церкви Его сохранил в памяти православный народ. До нас дошли ранние иконописные изображения его, что говорит о почитании Святителя как местночтимого святого. Наконец, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года митрополит Макарий был канонизирован. В его лице мы имеем любящего неленостного предстоятеля о нашем духовном преуспеянии перед Христом Спасителем. Чая духовного просвещения, Церковь молитвенно обращается к Святителю в великолепных словах акафиста: “Пастырю добрый, святителю Христов Макарие чудный, благочестия столп был еси, многими добродетельми украсився: собеседниче святых мужей, книжниче премудрый, иконописче нарочитый, просветителю изрядный, ересей искоренителю, молитвенниче неленостный, моли спаситися душам нашим”.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.