Главная Здоровье Медицина

Убил ли врач пациента, или что происходит под покровом биоэтики?

Существует ли православная биоэтика и каким должно быть отношение к медицинскому вмешательству в православии
28 октября состоялась лекция «Пастырство и современная медицина: пределы врачебного вмешательства в жизнь человека, отношение христиан к проблемам биоэтики», организованная Российским православным университетом при информационной поддержке порталов «Правмир» и «Предание.ру». Что такое концепция «биоэтики», господствующая сегодня в западной медицине, насколько она сопоставима с православным богословием, существует ли православная биоэтика, а также о том каким должно быть отношение к медицинскому вмешательству в православии, рассказали лекторы из США, Англии и Швейцарии.

Медицина vs Церковь – есть ли проблема?

Редактор журнала «Христианская биоэтика» в Оксфорде Корнелия Хэйс в первой части своего выступления попыталась представить православный взгляд на понятие биоэтики, отметив, что самым полезным путеводителем для понимания термина будет ответ святителя Василия Великого на вопрос 55 в «Правилах, пространно изложенных в вопросах и ответах» – «Согласно ли с целью благочестия пользоваться врачебными средствами?» Разбирая ответ святителя, Корнелия Хэйс подчеркнула, что православная биоэтика должна основываться на Священном предании и учении Святых Отцов:

– Эти правила написаны для монашествующих, но это не отрицает их значимость для нас. В отличие от католического Запада, православие не отделяет монашеское призвание от призвания христиан в миру. Святитель Василий знал медицину как языческое искусство, но он признавал и положительное значение медицины, говоря, что «всякое пособие искусств против немощей естества даровано нам от Бога»

Нет ничего плохого ни в самой медицине, ни в ее развитии, но согласуясь со словами святителя Василия, не следует понимать медицину как благо само по себе. Она должна помогать больным выполнять свое высшее божественное призвание, служить моделью исцеления души и входить в жизнь Церкви. К сожалению, на Западе эта миссия забыта.

Корнелия Хэйс

Корнелия Хэйс

Корнелия Хэйс обрисовала современную ситуацию в западной медицине, когда высокотехнологические медицинские достижения вытеснили Церковь как врачебницу души на периферию. При этом складывается неестественная ситуация, когда люди ищут облегчения от страданий в медицинских центрах, а в Церковь приходят не страждущие, а здоровые:

– Я не против паллиативной медицины, – отметила докладчица, – но против разделения медицины и Церкви. Несмотря на то, что в западных странах христиане находятся в большинстве в ведомственной системе здравоохранения, сфера деятельности медицинских учреждений ограничивает заботу о душе только психологическим здоровьем. Нет никакого упоминания о грехе, о покаянии, и нет места предупреждению святителя Василия, что «часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению». Вместо этого утверждается дух социальной солидарности и считается, что государственная система здравоохранения окончательно решила проблему, как действенно любить ближнего.

Полагать надежду только на врача – действия неразумного животного. Чтобы избежать обожествления медицины, следует действовать по слову святителя Василия Великого: «Итак, пользуемся ли когда предписаниями врачебного искусства или отвергаем их по какой-либо из приведенных причин, да будет хранима цель – благоугождение Богу, да устрояется душевная польза и да исполняется заповедь апостола, сказавшего: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию».

Биоэтика в роли судьи

Во второй части своего выступления Корнелия Хэйс предложила рассмотреть концепцию биоэтики на Западе, отметив, что в середине XX века здравоохранение стало областью государственной политики, и если раньше решение на основе принципа «не навреди» оставалось за врачом, сегодня биоэтика как область медицины решает, что должен делать врач в той или иной ситуации. Именно поэтому сегодня очень трудно различить добро и зло, помощь и вред в медицине, считает Корнелия Хэйс:

– Методы диагностики и лечения умножились в несколько раз, медицинские услуги необыкновенно разнообразны, и помимо исцеления болезней и спасения жизни, медики совершают обрезания, аборты, трансплантацию органов, клонирование, помогают осуществлять искусственное оплодотворение, изменение пола, эвтаназию, вмешиваются в геном человека и т. д. Оторванный от христианских корней постмодернистский Запад утратил единую концепцию жизни человека.

Только подумайте о глубоком взгляде святителя Василия Великого, который говорил, что некоторые болезни могут представлять необходимое божественное наказание для исправления. В этом случае даже здоровье – не благо, а зло. Но сегодня на Западе такие идеи могут показаться безумными.

Биоэтика занимает место судьи, утверждает, что знает, что такое хорошо и плохо в медицине, считает, что может определить систему ценностей, которая удовлетворит все слои населения, но это огромная ложь, ибо в нашем плюралистическом мире нет единой системы ценностей. И биоэтика – это своего рода покров, который скрывает конфликты в западном обществе.

Здоровье – не абсолютное благо

В завершение своего выступления Корнелия Хэйс отметила, что в последнее время православные ученые и иерархи стремятся наладить отношения с Западом по вопросам биоэтики, но, по ее мнению, этот диалог не может быть конструктивным:

– Католическая биоэтика определяется теорией естественного права и отстаивает человеческую жизнь и здоровье как непреложные ценности и блага. Святитель Василий же учит нас, что для православного человека здоровье не является абсолютным благом, и полезно только, если не мешает идти к Богу. Он предупреждает, что у христианина не должно быть абсолютного попечения о здоровье, постоянной заботы о плоти. В этом смысле православная биоэтика всегда действует в контексте спасения души, и в этом ее отличие от западной биоэтики.

Убить нельзя вылечить

Анна Илтис

Анна Илтис

Профессор философии университета Уэйк Форест (США) Анна Илтис в своем выступлении предложила рассмотреть несколько спорных с точки зрения биоэтики медицинских ситуаций, чтобы прояснить разницу между намерением убить и неспособностью оказать помощь.

  1. Пациент очень болен, и врач не думает, что он выздоровеет. Врач делает укол, который убивает пациента. Убил ли врач пациента?

Ответ: да.

  1. Пациент очень болен и не хочет жить, при этом он принимает несколько препаратов, чтобы поддерживать жизнь. Он просит врача больше не давать ему эти препараты, чтобы умереть быстрее. Врач отменяет препараты и надеется, что пациент умрет. Пациент умирает через три дня. Убил ли врач пациента?

Ответ: да.

  1. Пациент очень болен и не может самостоятельно дышать, находится на аппарате искусственного дыхания. Пациент практически всё время без сознания от боли, не может нормально общаться, но говорит духовному отцу, что настолько измучен болезнью и страхом, что хочет просить врача заменить аппарат искусственного дыхания на сильные препараты. И врач, и духовник полагают, что лучше оставить всё на суд Божий, чем продолжать бороться за каждую минуту боли. Врач соглашается использовать более агрессивные препараты и отключить аппарат искусственного дыхания. Пациент умирает. Убил ли врач пациента?

Чтобы ответить, мы должны обозначить начальную точку всех дискуссий о христианской биоэтике: наше направление в жизни должно быть только к Богу, главный акцент должен быть сделан на поддержании нашего духовного здоровья и подготовке к Страшному Суду. Мы не должны делать идола из медицины, мы не должны стараться как можно дольше жить на этой земле. Христиане должны пользоваться медициной, но не должны делать ее важнее Бога. Поэтому ответ: нет.

Когда жизнь во вред

Продолжая тему, заданную выступлением Корнелии Хэйс, Анна Илтис объяснила, что с одной стороны, медицинская помощь может принести вред, даже когда она продлевает жизнь пациента. А с другой, при правильном духовном состоянии пациента прекращение обеспечения жизненно важных функций может быть допустимым и даже обязательным. При этом важно определить, что такое «правильное духовное состояние»:

– Правильное духовное состояние означает, что врач пытается защитить духовную жизнь пациента, но не стремится привести его к смерти. Правильное духовное состояние наблюдается тогда, когда человек молитвенно стремится к осуществлению Божьей воли.

Наша позиция должна быть ясной: медицинское вмешательство стоит прекратить только в тех случаях, когда это будет способствовать духовной жизни пациента.

Главное для умирающего – духовное здоровье

В своем выступлении Анна Илтис также коснулась довольно значимой сегодня для России проблемы обезболивания тяжелобольных пациентов. В частности, распространенной ситуации, когда врач не дает обезболивающие пациенту из опасений, что это может ускорить его смерть. Анна Илтис предложила рассмотреть следующий пример:

У пациентки рак на последней стадии, она прошла курс агрессивной химиотерапии, больше ничего сделать нельзя, ожидается, что она умрет через месяц. Она чувствует сильнейшие боли. Ни один из препаратов не помогает, но врач знает, что единственный препарат, который может ей помочь – это морфий. При этом морфий не убьет пациентку, но врач боится, что он может вызвать замедление дыхания и привести к более ранней смерти.

Может ли врач дать пациентке морфий?

Ответ: Да, чтобы облегчить боль, и если он не пытается ускорить ее смерть.

– Мы должны помнить, – продолжила Анна Илтис, – что облегчение боли необходимо для того, чтобы помочь пациентам избежать отчаяния, дать им возможность снова вести духовную жизнь, молиться, приступать к таинствам. Потому что во всех случаях забота об умирающем должна фокусироваться, прежде всего, на его духовном здоровье.

Девять правил медпомощи

В заключение своего выступления Анна Илтис сформулировала девять правил оказания медицинской помощи пациенту:

  1. Не разрешается намеренно убивать пациента, давать ему летальную комбинацию препаратов.
  2. Не позволяется специально убивать пациента через прекращение жизненно важных функций.
  3. Нельзя допускать халатность и небрежение, которые могут привести к смерти пациента.
  4. Главный акцент жизни на земле, включая главную цель осуществления медицинской помощи, – направление нашей жизни к Богу.
  5. Если медицинское лечение вмешивается в наше духовное здоровье, оно должно быть прекращено.
  6. Если медицинское лечение важнее духовного попечения, медицинская помощь должна быть остановлена.
  7. Когда медицинское лечение настолько болезненное, что заставляет людей согрешать, оно должно быть остановлено.
  8. Надлежащее облегчение и лечение боли важно и иногда помогает углубить духовное здоровье.
  9. Поскольку лечение боли не содержит в себе причину смерти, возможно продолжать лечение, даже если оно может ускорить смерть.

Достоинство и нравственная несвобода

Священник Каподистриас Хаммерли

Священник Каподистриас Хаммерли

Священник Каподистриас Хаммерли, аспирант кафедры теологии Фрибургского университета (Швейцария) в своем выступлении кратко обрисовал ситуацию в медицине в своей стране, показав, что сегодня сложилась ситуация, когда гражданин страны, соглашаясь на медицинское обслуживание, уже совершенно не свободен в своем нравственном выборе:

– Например, я как гражданин Швейцарии обязан делать взносы в медицинское страхование для врачей, которые делают аборты. А если вы, будучи молодым специалистом, захотите стать гинекологом, вы будете обязаны сделать 20 или 30 абортов. Это же касается эвтаназии, так как в Швейцарии очень либеральные законы, и к нам специально приезжают пациенты из других стран, чтобы совершить эвтаназию, это касается и других ключевых вопросов биоэтики.

Причины такой ситуации бесправия и врачей, и пациентов, по мнению отца Каподистриаса, в том, что на Западе нет единого понятия о достоинстве человека:

– За последние 50 лет на Западе поменялись не только законы биоэтики, но и представления о правах человека – из них совершенно исчезли христианские основания. Но формирование принципа о достоинстве человека не должно решаться в секулярном духе, как это происходит на Западе сегодня, а должно вырабатываться на фундаменте христианства.


Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. Понятие биоэтики обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

Впервые термин Bioethics употребил Фриц Джахр в 1927 году. В 1969 году он упоминался американским онкологом и биохимиком Ваном Ранселером Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире.

Русская Православная Церковь представила официальную позицию по вопросам биоэтики в Основах социальной концепции, документе, принятом на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году (глава XII).

Видео: Виктор Аромштам

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.