Представьте себя на месте апостолов. Преображение – каким человек может и должен стать
Протоиерей Николай Чернышев, Оксана Головко
Хочется сказать, что Преображение – один из самых светлых праздников церковного года. Но это утверждение будет неточным, ведь все праздники нашего календаря – светлые, потому что содержание всей жизни Церкви – о свете Христовом, который Он приносит в мир. Весь Новый Завет и все православное богослужение пронизаны образами света – начиная с Рождественской путеводной звезды, свет которой привел и волхвов, и пастухов к Богомладенцу Христу.
Сам о Себе Спаситель сказал: «Я свет миру» (Ин. 8:12) и многократно являл эту истину просвещением Своих учеников. Это просвещение Он выражал в форме притч о Царствии Небесном, о новой жизни и о путях достижения нового неба и новой земли, о подлинном преображении человека.
Изменение, преображение всего человека уже в здешней, земной жизни и есть условие входа в Царствие Небесное, в новую жизнь. И вот под конец Своей земной жизни Спаситель показал Своим ученикам, что это преображение – не иносказание, не метафора, а истина, реальность.
Он взял ближайших учеников на гору Фавор и явился им во всей Своей славе, настолько, насколько они могли увидеть и воспринять. Образ Его стал совсем иным, и Петр, Иаков, Иоанн увидели своего Учителя в таком сиянии, что не могли это выразить словом, описать. Только после Воскресения Христова они пересказали это событие евангелистам, и те записали, что одежды Христа были в то время блистающие, белые, как снег, как на земле белильщик не может выбелить, что лицо Его просияло, как солнце. В тот же момент три апостола могли лишь изумляться и просить Спасителя о продлении этого чуда: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Не только Сам Христос преобразился, но и все вокруг Него стало иным, получившим от Него свой истинный образ. Просветленный, преображенный, настолько более гармоничный, чем тот, к которому все привыкли, что им и не хотелось оттуда уходить.
Конечно, произошло это по воле Божией, по Его преображающей весь мир власти. Но здесь важно то, что Христос ведь был Бог и Человек. И апостолы увидели преображение Его человеческой природы, увидели то, каким человек может и должен стать, в какое состояние способен вернуться при соединении с Богом.
Наверное, это главное в содержании праздника Преображения: человек при соединении с Богом способен к жизни в Божественном свете и свет этот может просвещать все вокруг.
Конкретная и ярчайшая иллюстрация – это рассказ Николая Мотовилова, ученика преподобного Серафима, о том, как он увидел старца, убогого Серафима, в необычайно ярком свете. Преподобный же на удивленный вопрос Мотовилова сказал, что тот и сам в том же свете пребывает и так же сияет.
Об этом Божественном нетварном свете учил и святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, живший в XIV веке. Его учение о нетварном свете, преображающем человека, так важно для Церкви, что память его празднуется не только в день его кончины, но и во второе воскресенье Великого поста, в то время, когда необходимо напоминать православным о том, что пост – это не время мрака и тьмы, а время, необходимое для просвещения. Для этого же и напоминание на каждой литургии Преждеосвященных Даров о том, что свет Христов просвещает всех.
Во время жизни святителя Григория Паламы, под воздействием его учения о Божественном свете, как никогда ранее просветленной становится иконопись – и в Византии, в том числе в Салониках, на родине святителя Григория, а вслед за этим и на Руси.
Все мы, наверное, помним прекрасную икону «Преображение» Феофана Грека, приехавшего из Византии на Русь. В ее левом клейме мы видим, как Спаситель ведет учеников на гору Фавор. В центре – само событие Преображения. В правом клейме – спуск Христа с учениками с горы. Оба эти клейма написаны художником монохромно: так он показывает, что путь по своей сути может быть тяжек и однообразен. Но итог пути, его цель – Преображение – сияет всей полнотой удивительно сгармонированного колорита иконы. На верху горы Спаситель показан не просто в белых одеждах, а в белых, пронизанных золотыми лучами ассиста. Этот прием используется, чтобы показать иноприродность белизны одежд Христа, их Божественное сияние.
Христа окружают лучи славы, по-гречески – мандорлы. Так иконописцы древности символически изображали единение во Христе человеческого и Божественного начала, Его единосущность с Небесным Отцом. Лучи опускаются вниз, на природу, окружающую Спасителя. Они-то и являются источником света для всего, явленного на этой иконе. Внизу мы видим пришедших со Христом на Фавор будущих апостолов. У Феофана Грека и на всех иконах, как до него, так и после, мы видим Петра, Иакова и Иоанна в совсем неблагоговейных позах, упавшими на землю, иногда буквально вниз головой. Один священник так ответил на вопрос, почему апостолов изображают именно так: «А вы представьте себя на месте этих апостолов. Что было бы с вами, если бы вы увидели такой свет? Как бы вы реагировали?! Как еще изобразить смятение и священный ужас, объявший их?» То есть икона в своей глубине соединяет символическое и реалистическое, психологическое начало.
Рядом со Спасителем по сторонам вершины горы Фавор – те, кто уже принадлежат вечности: пророки Моисей, окончивший земную жизнь много веков назад, и Илия, взятый живым на Небо. Для них тоже, а не только для будущих апостолов, совершалось это чудо. И им Спаситель возвещал о скорой Своей крестной смерти и о скором исполнении их пророчеств о грядущем свете.
Таким образом, Своим светом Христос просвещает и освящает и всякого человека, грядущего в мир, и всю природу, и тех, кто без Него пребывал в смертном мраке, возводит из вечности и также просвещает Собой. Содержание иконы Преображения помогает осмыслить этот праздник. А просветленные, гармоничные формы иконы могли быть созданы только при воздействии света Истины, света Христова.
Исполняются слова Спасителя, что люди любят больше тьму, чем свет. Но, полностью заблудившись, человек ищет света в Церкви. И вот, приходя к духовнику, он идет не только за советом, но и за светом, который освятит и вдохновит его жизнь светом Христовой любви, преображающей нас.
Фото: Fotoarhiv ioannpr / Flickr