Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин положительно оценил фактическую передачу власти действующим Президентом России Дмитрием Медведевым в руки главного кандидата от партии «Единая Россия» Владимира Путина. Это мнение, как и самое решение о передаче власти, вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
Не о политике
[Видео] Прот. Всеволод Чаплин: Избрание Путина президентом будет означать долгий период стабильности
Отец Всеволод разъяснил свою позицию в беседе с корреспондентом Правмира.
Как человек, составлявший проекты соответствующих разделов Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и всех церковных документов на тему выборов с 1992 года, я, конечно, прекрасно знаю, о чем в них говорится, и считаю достаточно очевидной разницу между предвыборной агитацией, то есть призывами голосовать за ту или иную партию или за того или иного кандидата, и нравственной оценкой действий власти — как положительной, так и отрицательной.
Мне не раз приходилось критиковать власть — думаю, что иногда стоит отметить и положительные моменты в ее деятельности. Решение о мирном переходе власти из одних рук в другие я считаю достойным высокой нравственной оценки.
Очень хорошо, что сегодня оппозиционные силы и некоторая часть интеллигенции так истерично начали отстаивать механизмы политической борьбы и тех избирательных механизмов, которые легко поддаются популистскому манипулированию. Я надеюсь, что это поможет власти осознать, что нужно перестать делать политику заложницей «просвещенного» слоя из нескольких десятков тысяч человек и вернуть доступ к государственному управлению таким слоям общества, как крестьянство, воинское сословие, малый и средний бизнес, казачество, индустриальные рабочие, педагоги, представители местного самоуправления.
Если эти сословия будут соразмерно представлены в политике, это поможет им играть активную роль и поставить, наконец, с головы на ноги представления об общественном мнении, которое по преимуществу составляют именно эти люди.
Вообще евангельский идеал единства противоположен культу политической конкуренции, предвыборной борьбы, разделения общества на противоборствующие партийные слои. Я надеюсь, что мы постепенно будем двигаться к другой политической культуре, включающей в себя единство власти, народа и Церкви, предполагающей не постоянные конфликты, от которых выигрывают только сомнительные политические игроки, а такую культивацию национального единства, при котором смирение будет побеждать личные или политические амбиции, а осознание общности — любые разделения и расходящиеся интересы.
Конечно, нам не нужно диктатуры и рабства, но общество, в котором политика формируется через постоянные конфликты — это та же диктатура и то же рабство, только диктаторами и рабовладельцами выступают люди, в руках которых находятся политтехнологии и умение манипулировать настроениями толпы.
— Каким может быть «немирный переход власти» в случае формально действующей демократической системы свободных выборов?
— Это может быть политический конфликт, который бы вовлек бы в себя большие слои населения. Такой конфликт в России сейчас очень опасен, поэтому необходимо сделать все, чтобы его избежать.
— Может быть, честнее и целесообразнее было бы перейти от демократической к монархической форме правления?
— Это был бы идеальный вариант, но если мы почитаем уже упомянутые Основы социальной концепции, там сказано, что общество должно быть к этому духовно готово. Пока это вряд ли так, но я надеюсь, что рано или поздно такая возможность возникнет. Для этого необходимо, во-первых, продолжать труды церковного возрождения, а во-вторых — постепенно развивать такие институты власти, которые позволяли бы обществу действовать не через механизмы партийной предвыборной борьбы, а через советование верховной власти с различными социальными группами — теми же военными, крестьянами и т.д.
Беседовала Мария Сеньчукова
Читайте также: