Преображение Господне. Не просто торжество в честь явления Христа
Смысл праздника, как ни странно, начинается по Святому Евангелию раньше — еще за неделю до явления на горе Господа преображенным с пророками Моисеем и Илией. Иисус спрашивает у учеников, за кого Его почитают люди. Ему отвечают, что некоторые принимают Его за святого Иоанна Крестителя, а другие — за святого Илию.
Тогда Спаситель спросил, за кого же они почитают Его, на что апостол Петр ответил за всех ближайших двенадцать учеников: «за Христа Божия» (Лк.9:20). Запретив им об этом говорить, Господь сказал о том, что Ему вскоре предстоит принять смерть, а затем на третий день воскреснуть, а также что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк.9:27).
И вот, спустя шесть (Мф.17:1) или восемь (Лк.9:28) дней Спаситель, взяв с Собой апостолов Петра, Иоанна и Иакова, взошел с ними на гору, где «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», после чего явились святые Моисей и Илия (Мф.17:1-2). Сбылись слова Христовы — апостолы увидели Царствие Божие, не вкусив еще смерти телесной.
Но почему именно эти пророки Моисей и Илия предстали пред Спасителем мира? По церковному Преданию, это объясняется тем, что оба пророка были ревнители закона Божия. Но ведь Иисуса книжники и фарисеи обвиняли как раз-таки в нарушении закона Господня! Своим явлением два праведных мужа укрепили святых апостолов, показав, что Христос истинный Бог и действительно исполняет закон.
По толкованию святых отцов Церкви, события Преображения Господня были не в августе, а незадолго до известных нам событий Страстной седмицы, потому считается, что Господь беседовал с пророками о грядущих Своих страданиях, а после этого услышали голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).
Но о чем именно глас с Небес повелел слушать Спасителя? Из евангельского контекста мы понимаем: здесь дается подтверждение тому, что слова о грядущем Воскресении — истина.
Мысль о том, что Преображение Господне неразрывно связано именно со скорыми грядущими страданиями, смертью и славным Воскресением, свидетельствует кондак праздника, в котором говорится: «На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедовали, что Ты воистину Сияние Отца».
Явление Мессии Своим ученикам — это подкрепление их в вере и в тех словах, которые были Им произнесены за неделю до описанных событий.
Но почему праздник Преображения совершается не весной, а в августе? Почему бы не совершать торжество в честь явления Спасителя незадолго до Страстной седмицы? Дело в том, что праздник всегда бы приходился на дни Великого поста, когда Православная Церковь призывает всех к строгому образу жизни и молитве.
Но почему именно 19 августа стали вспоминать это событие? Именно от современного дня празднования Преображения остается ровно сорок дней до другого двунадесятого праздника — Воздвижения Креста Господня, когда мы вновь вспоминаем страдания нашего Спасителя, которые Он претерпел ради нашего спасения: то есть повторяем в некотором смысле события Страстной седмицы. Потому логично было незадолго до Воздвижения поставить день воспоминания Преображения, бывшего незадолго до Крестного пути Господа.
Хочется пожелать, чтобы в дни празднования Преображения Спасителя мы акцентировали свое внимание больше не на плодах земных, а на плодах духовных, вспоминая, накануне каких событий происходило явление Господа вместе с двумя святыми пророками, и благодарили Спасителя, любящего нас.