Елена Литвин, специально для «Правмир»
После знакомства и беседы с академиком архитектуры из Петрозаводска Вячеславом Орфинским, я, признаться, немного растерялась от потока информации, перечисления названий миссий, постановлений, дат собраний и финансовых потоков.
Это «те самые Кижи», где находится величайший шедевр деревянного зодчества, известный во всем мире, от красоты которого даже у самого равнодушного и бесчувственного к искусству человеку дрогнет сердце. Понятно, что реставрация такого памятника будет привлекать к себе пристальнейшее внимание – специалистов и простых обывателей. Потому что – слишком красиво, слишком значимо, тут нужна даже не ювелирная – точность хирурга, делающего операцию на открытом сердце. Любые сомнения должны быть развеяны, на каждый вопрос должен быть дан ответ.
Однако, прочитав множество материалов, опубликованных в карельских и российских СМИ, ознакомившись с обсуждениями этой ситуации на форумах, поняла, что вопросов у специалистов гораздо больше, чем получаемых ответов.
Вопрос о реставрации деревянного храма встал уже достаточно давно. Метод переборки сооружения, когда здание разбирают, меняют поврежденные бревна на новые и собирают снова в той же последовательности, нравился не всем специалистам. Ведь церковь строили триста лет тому назад: возможно ли сегодня воссоздать все в точности? Можно сделать инструменты, как у тех мастеров, но удастся ли повторить самих виртуозов-зодчих, сотворивших это чудо?
Более как будто привлекательным и правильным показался ученым метод реставрации путем сочетания обычной переборки с норвежской системой лифтинга, когда сруб приподнимают над землей при помощи домкратов и других механизмов, и перебирают его не целиком, а отдельными ярусами-секциями.
Во время реставрации таким методом церковь все время как бы висит в воздухе, что имеет еще одно привлекательное преимущество для руководства музея Кижи: остров может продолжать принимать туристов, которым по-прежнему будет на что посмотреть. Проект реставрации был одобрен практическими всеми специалистами, в том числе и академиком Вячеславом Орфинским, который сегодня и взбудоражил общественность своими опасениями, действительно ли этот метод оправдан.
— Дело в том, что когда в 2000 году голосовали за проект реставрации методом лифтинга, специалистами было оговорено одно важнейшее условие: прежде чем приступить к реставрации Преображенской церкви, метод лифтинга должен был быть апробирован на другом, равнозначном по сложности постройки объекте. И, если бы во время реставрационных работ возникли какие-либо непредвиденные сложности и последствия, неприемлимые для памятника мирового значения, была бы возможность отказаться от этого метода. Впоследствии как-то так получилось, что об этом пункте все «забыли».
Метод лифтинга прекрасно зарекомендовал себя при реставрации простых срубов. Подходит ли он для сложнейшей по своей конструкции Преображенской церкви – большой вопрос. По-сути, это будет эксперимент, но имеет ли мы право рисковать величайшим памятником? Что же касается чиновников ЮНЕСКО, поддерживающих проект, — им просто все это время не говорили всей правды, что и ввело их в заблуждение. А чиновник – он ведь везде чиновник, признать сейчас, после стольких лет свою ошибку – это станет ощутимым ударом по авторитету организации, — считает Вячеслав Орфинский.
Реставрация церкви началась со скандала: над разобранной трапезной не была установлена защита и некоторое время обнаженные древние бревна мокли под дождем. Сегодня «Преображенка» в буквальном смысле «висит» в воздухе на специальных приспособлениях. По словам академика Орфинского, памятнику уже нанесен ощутимый урон: при реставрации уникальнейшего крыльца искажены резные столбы, утрачен аутентичный фундамент. Множество страхов и опасений вызывает и тот факт, что за реставрацию уникального памятника взялась фирма «Алекон», не имеющая опыта реставрации деревянных сооружений.
— Они прекрасные «металлисты», но плотников у них нет, — констатирует Вячеслав Орфинский.
В конкурсе на получение тендера участвовала одна фирма, что тоже наводит на грустные размышления. На реставрацию церкви из федерального бюджета выделено 300 миллионов рублей, возможность распоряжаться которыми имеет музей, единственный и полноправный владелец ситуации.
Академик, как многие карельские, российские и зарубежные специалисты, убежден, что, если процесс реставрации не остановить, памятник может погибнуть и превратится в муляж, не имеющий ничего общего с шедевром, внесенным в список памятников находящихся под охраной ЮНЕСКО. И, может быть, целесообразнее было вернуться к варианту реставрации методом переборки — более знакомому и с более предсказуемыми результатами.
В ответ на все опасения и вопросы руководство музея и работающие на острове реставраторы выступают на карельском интернет-форуме с заявлениями, выказывающими демонстративно пренебрежительное отношение к общественному мнению. На просьбы специалистов показать проект, следуют ответы, что проект весит около 30-ти килограмм и «таскать» его всюду с собой нецелесообразно…
— Мы опасаемся, а есть ли проект вообще? – задается вопросом академик Орфинский. – Больше всего нас настораживает закрытость, недостаток информации, ощущение бесконтрольности и, соответственно, ощущение отсутствия ответственности кого бы то ни было за происходящее.
Даже в нашей привычной к подобным проявлениям стране ситуация с реставрацией памятника мирового уровня кажется поразительно циничной. Безусловно, не специалисту трудно оценить, насколько велика опасность происходящего. Возможно, руководство музея могло бы успокоить общественность, сделав свои действия прозрачными и выступив со спокойным, цивилизованным, аргументированным объяснением, как и подобает людям, работающим в заведении культуры. Пока же журналисты и все небезразличные люди склонны прислушиваться к предупреждениям академика Орфинского – уже хотя бы по той простой причине, что это интеллигентный человек, аргументирующий свою позицию и пользующийся для выражения своих мыслей академическим языком.
Церковь Преображения Господня Кижского архитектурного ансамбля
Церковь Преображения Господня (1714 год) — Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ.Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей.