В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, — настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (— Имя Христово есть мистическая Церковь! —), воцерковляет их”[1]. В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие вÎдения и, значит, — явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (— то есть Духа Святого —) и одухотворению всей твари”[2]. Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” (Еккл 4:9—12). Отец Павел указал некоторые духоносные пары:
“апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита”[3].
Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира — Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.
Мотивы двоичного почитания святых могут быть различны. Часто духовная близость подвижников, их совместный подвиг, то есть спостничество, переходит позднее в их неразрывное почитание. Таким образом, духовная дружба святых угодников, начавшаяся на земле, продолжается и в Церкви Торжествующей. В Службе первым Казанским святителям Гурию и Варсонофию говорится: “… купно (!) же учаще и наказующе Божия люди пути, вводящу в Царство Небесное, вкупе же и во един час обретошася святыя ваши мощи нетленны…”[4] (здесь и далее разрядка автора — Ред.). В Службе преподобному Никону Радонежскому о нем говорится: “…ревновал житию великаго Сергия. С нимже ныне на Небесех Престолу Владыки всех предстоиши…”[5]. Кондак равноапостольным Кириллу и Мефодию начинается словами: “Священную двоицу просветителей наших почтим…” Евангельские слова “посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф 19:5—6) подсказывают мысль о совместном почитании благоверных супругов, угодивших Господу своей святой жизнью — это Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии; первосвященник Захария и праведная Елисавета — родители пророка Иоанна Предтечи; благоверные Петр и Феврония Муромские (“…благочестно в мире пожил еси, Петре, купно и с супружницею твоею премудрю Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодившие…”[6]). Пострадавшие в 1245 г. в Золотой Орде Черниговский князь Михаил и боярин Феодор в службе (20 сент.) называются: “Непобедимая честная мученик двоица, на небесах живуща…” Наконец, Православная церковь в один день прославляет память преподобной Анны и сына ее, преподобного Иоанна.
Священная бинарность находит отражение в гимнографии, иконографии, агиологии, а также может иметь локализацию топографического или даже хронологического характера. В Иосифо-Волоколамском монастыре вместе с основателем обители почитался его духовный отец и наставник преподобный Пафнутий Боровский, о чем говорят их припадающие ко Христу Спасителю образы, имеющиеся в росписи соборного храма. Об этом же свидетельствует фраза из послания великого князя Василия III к одному иноку Волоцкого монастыря о том, чтобы тот “молил Господа Бога и Пречистую Богоматерь и великих чюдотворец и игумена Пафнутья и старца Иосифа…”[7]. До того же времени, когда был прославлен митрополит Иона, можно говорить о почитании как двоицы Московских святителей Петра и Алексия. Так, в 1408 г. преподобный Сергий, игумен Радонежский, явился своему ученику вместе с Московскими Первопрестольниками Петром и Алексием. Они же вдвоем предстоят Христу Спасителю на фреске известного живописца Дионисия в Ферапонтовом монастыре[8]. В данном случае двоичность явилась преддверием соборного прославления Московских иерархов.
Следует отметить, что если двоичное почитание одних святых угодников совершенно очевидно, то о других становится известно лишь после тщательного изучения агиологического материала. Здесь мы хотим рассказать о духовной дружбе великого русского подвижника XVI в. преподобного Александра Свирского и выдающегося иерарха того времени святителя Макария, митрополита Московского.
Преподобный Александр подвизался в пределах Новгородской епархии, архиепископом в которой с 1526 по 1542 г. был святитель Макарий[9]. В это время, нужно думать, два великих мужа встретились и подружились. Святитель, несомненно, преклонялся и чтил Преподобного за его подвиги, которые Сам Господь почтил необычайным Троическим снисхождением-посещением. Это, пожалуй, единственный православный святой, которому, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица. В житии преподобного Александра говорится о Ее видении однажды в сиянии необычайного Света во время совершаемой им молитвы. “И зрит же Преподобный Три Мужа вшедша к нему, идеже блаженный молбы своя творяша в одежду белу оболчена чистотою лепа же <…> освященны славою небесною неисповедимою и коегождо Их жезл в руце Своей держаша Егоже видев Преподобный и страхом велий одержим бысть весь трепеща ино малу же в себе пришед подъщався и поклонися Има до земля”[10]. Явившаяся Преподобному Святая Троица повелела воздвигнуть “храм во Имя Отца и Сына и Святаго Духа Неразделимыя Троица”[11].
Почитание Преподобным Святой Троицы уже здесь, при жизни сподобило его узреть Христианского в Трех Лицах почитаемого и покланяемого Господа. Это необычайное, но кратковременное явление теперь продолжается для него на Небесах, о чем неоднократно говорится в Службе святого подвижника: “Ныне неизреченныя доброты зриши Неразделимыя Троицы, Александре премудре, питаяся присно Божественными добротами на Небесех духом”[12]. “Радуйся, яко воистину обрел еси Божию благодать, и со ангелы присно зрети сподобился еси лицем к лицу Святую Троицу”[13]. В акафисте Преподобному читаем: “Радуйся, причастниче огнезрачного Трисолнечнаго сияния”[14]. “Любовь русских подвижников к Святой Троице, — говорит митрополит Волоколамский Питирим, — зримо низвела Саму Троицу на Русскую Землю. Как ветхозаветному праведнику Аврааму, Она явилась в виде трех Ангелов валаамскому иноку преподобному Александру († 1533). Это событие в русской агиографии было объяснено как свидетельство непрерывности откровения Святой Троицы в мире, единств Древнего и Нового Заветов и неограниченность избранничества народов для служения Богу[15].
В свою очередь Митрополит Макарий, известный своей многогранной деятельностью, много потрудился в деле прославления святых угодников Русской Церкви на Московских Соборах 1547 и 1549 гг.[16] По его благословению было написано вновь и переделано множество житий русских святых, составлены службы им и т. д. Поэтому в рукописном житии Святителя говорится, что он “многих святых Российских чюдотворцев во свидетельство предложи и каноны и стихиры и праздновати устрои, яко ин архиерей никтоже яко сей пречюдный рачитель Макарий”[17]. Таким образом, прославление русских святых “новых чюдотворцев” в середине XVI в., вызвавшее особенное их почитание, можно назвать откровением Божиим, орудием которого явился “пречюдный рачитель Макарий”. Несомненно, духоносный Свирский пустынник предвидел благодатное служение архипастыря Макария. Их глубокая духовная взаимность, возникшая на новгородской земле между 1526 и 1563 гг., перешагнула границы времени.
Известны следующие факты, свидетельствующие об их тесных связях. Построенный Преподобным во Имя Святой Троицы храм в обители был освящен по благословению архиепископа Макария, как об этом говорится в житии святого: “Молиша же иже тогда архиепископа Макария о освящении церкве, и того повелением церковь освящается во имя святыя Живоначальныя Троицы”[18] . Святитель делал вклады в монастырь Преподобного: “Монастырь Александрова пустыня: пашни под монастырем восемь четей в поле, в дву потомуж, сена нет, а к монастырю архиепископ бывший Макарий дал пожен: на Коневом острову косят тридцать копен… Да архиепископ дал Александру пожен на под монастырем две мельницы водяных, безоброчно”[19].
Перед своей блаженной кончиной Преподобный послал Святителю следующую грамоту: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз раб Божий пишу сию духовную грамоту, своим целым умом, государю преосвященному архиепископу Макарию. Нынеча, государь, Божиим посещением в болезнь впадох, и чаях к Богу своего отшествия; и старцы, государь, святыя Живоначалныя Троици обители видя меня приспевша к кънцу, и начаша ми докучати о игумене: «Кого же ты нам прикажешь на свое место игумена?» и аз, государь, положу ли упование на Бога да на тебя; а есть, государь, у Живоначалные Троици во обители, в нашей пустынке, 4 священники, и аз приказываю, государь, Богу да тебе, которого, государь, ты благословишь в тех 4 священниках, то им игумен. Да тебе же государю приказываю преосвященному архиепископу владыке Макарью обители Живоначалные Троици священно иноки и всю свою братью: Бога ради, государь, и Пречистей Его Матери, побереги и оборони от сильных людей, после моего живота <…> Мир тебе государь преосвященному архиепископу Великаго Новаграда и Пскова владыке Макарию о Христе; а меня, государь, грешнаго прости и благослови, а о тебе государя, правителя истинному слову Отца и Сына и Святаго Духа и наставника заблужьдшим еже ко спасению, Бог прощает”[20].
Через двенадцать лет после кончины Преподобного, “по повелению” святителя Макария, ставшего к тому времени Всероссийским митрополитом, учеником Преподобного игуменом Иродионом пишется его Житие. Агиограф говорит о своем труде: “Списано же бысть житие се у Живоначальней Троици в обители преподобнаго отца Александра в созданнем от него монастыре в лето 7053 в второенадесять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великаго князя Ивана Васильевича Всея Русии самодерьжца повелением господина преосвященного Макариа митрополита всея Руси и по благословению господина преосвященного Феодосиа, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова”[21]. А через два года, в 1547 г., на Соборе русских архиереев под председательством Митрополита Макария было постановлено “…праздновати новым чюдотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборнаго пения <…> праздновати в царствующем граде Москве в соборной церкви и по всем священным церквам и по всем святым монастырем и по всем градом великаго царства Росийскаго пети праздновати повсюду <…> августа в 30 день, новому чюдотворцу Новгородскому преподобному игумену Александру Сверскому”[22]. Столь раннее прославление святого и то участие, которое мы видим в этом со стороны Митрополита Макария, говорит о многом.
Самый первый храм в Москве в честь “нового чюдотворца Александра Сверьскаго” был Покровский собор, построенный в память победы над Казанью, известный ныне как храм Василия Блаженного на Красной площади. Освящение его было совершено в 1560 г. в присутствии царя Иоанна IV, покорителя казанского ханства, и множества бояр, “а свящал Макарей митрополит всея Русии со всем священным собором”[23]. “Северо-восточный придел посвящен Александру Свирскому, на день памяти которого 30 августа пришлась победа над войсками Епанчи”[24]. Об иконе Преподобного, написанной в это время для Успенского кремлевского собора, известно следующее: “Бе же образ новопросиявшаго в чюдесех преподобнаго Александра Свирского, иже бе поставлен у столпа противу чюдотворнаго гроба блаженнаго сего Ионы митрополита и от того образа многа тогда исцеления быша…”[25] Прославляя Своего угодника, Господь ниспослал Свою милость и на икону великого подвижника. Вполне возможно, что данный образ был написан в иконописной мастерской Митрополита Макария, который и сам был “навычен иконному писанию”.
С именем игумена Иродиона, составителя жития преподобного Александра, связана одна повесть, в которой духовные связи двух великих подвижников предстают наиболее зримо. В одной рукописи она называется “Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра Свирского Чюдотворца и иже с ним во святых отца нашего Макария Митрополита Московского и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы”[26]. В сказании говорится о явлении основателя монастыря своему ученику и преемнику игумену Иродиону. Ко времени этого явления Преподобный уже почил, а Митрополит управлял Русской Церковью. Учитывая, что подобное событие было не обычным, а чрезвычайным и благодатным явлением (Иродион “вельми ужасохася о преславном ведении сем”), особенный интерес представляет то, что Преподобный явился ни с кем иным, а с Митрополитом Макарием. “Повесть” наглядно показывает, что кончина преподобного Александра не явилась препятствием его духовного единения с Митрополитом Макарием. И ныне они совместно предстоят во славе Престолу Пресвятой Троицы, принося Богу молитвы о своих соотечественниках.
Сказание о явлении преподобного Александра игумену Иродиону
Иродион игумен ученик бяше преподобнаго отца Александра, иже сподобися списати изрядное и душеполезное житие его. Имяше же к учителю своему велию веру, и любовь, и послушание: и сего ради любяше его зело Преподобный, и поведашя ему тайны своя, еще жив сый: емуже и по отшествии от жизни сея явися, во исполнение воли своея. Бысть же явление сие сице, якоже сам сподобивыйся сие видети повествует: “Во едину от нощей стоящу мне смиренному Иродиону в келлии своей во обычном своем правиле, и во убозей молитве моей вздремавшуся, возлегох на одре моем препочинути, и уснух: и абие явися внезапу в оконце келлии свет велий сияющ. Аз же воспрянух, и преклонихся ко оконцу, видети хотя: и видех лучу некую велию сиящу по всему монастырю, и от церкве святыя Богоматере честнаго ея Покрова видех грядуща преподобнаго отца Александра по монастырю круг церкви Святыя Троицы, и в руках несуща Животворящий Крест Господень: пред ним же идяху отроцы в одежду белу оболчены, в руках несуще свещи горящыя. И се слышах преподобнаго отца Александра тихим гласом глаголюща: О Макарие, гряди во след мне и покажу ти место на вратех монастыря, на немже хощу, да созиждется церковь Николаа Мирликийских Чудотворца. Аз же прилежно внимах гласу тому: и се видех два мужа зело светолепна во след святаго идуща, и ведуща конь впряжен в сани, и в них седяща Макариа Митрополита Московского (иже прежде бысть архиепископ Великаго Новаграда, знаемь же бяше тогда Преподобному), в руках же своих держаща образ святаго Николаа Чудотворца, и око ему десное затворено бяше. Аз же сия видев страха же и радости исполнен быв, текох скоро из келлии, и едва достигох Митрополита Макариа, и поклонихся ему, и вопросих его глаголя: О святый владыко, повеждь ми, како тебе затворилося десное око? Он же отвещав рече ми: Чадо, грех ради моих сие сотвори мне Бог. И слышах паки преподобнаго Александра гласяща к себе митрополита, иже скоро грядяща во след преподобнаго. Егда же преподобный прииде ко дверем церкве святыя Троицы, и знамена Честным Крестом, абие отверзошася двери, и внидоста оба в церковь: и паки затворишася двери церкве, и к тому невидими быша. Аз же вся сия видев, вельми ужасохся о преславном видении сем, и прославих Бога и великаго в чудесех преподобнаго отца Александра, яко неотступно пребывает с нами, потребная устрояя в обители своей и по преставлении своем. И пребых без сна до утренняго пения моляся Богу, и удивляяся о преславном величии Божии, какоо прославляет Бог святых своих, Ему же слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь[27].
Список сокращений
ГИМ — Государственный Исторический музей,
ГБЛ (РГБ) — Российская государственная библиотека,
РГАДА — Российский государственный архив древних актов,
МГАМИД — Московский главный архив МИДа,
ПСРЛ — Полное собрание русских летописей,
ЧОИДР — Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете.
[2] Там же, с. 430.
[3] Там же, с. 428.
[4] Минея. Октябрь. М., изд. Московской Патриархии, 1980, с. 117.
[5] Минея. Ноябрь. Ч. 2. М., изд. Московской Патриархии, 1981, с. 53.
[6] Древнерусские тексты приводятся в транслитерации, избранной автором статьи для того, чтобы их могли понять и те читатели, которые не имеют специальной подготовки. — Ред.
[7] Зимин А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III // Лингвистическое источниковедение. М., 1963, сс. 133—134.
[8] Чураков С. С. Портреты во фресках Ферапонтова монастыря // Советская Археология, 1959, № 3, сс. 107—108.
[9] Об этом периоде его деятельности см. Диакон Петр Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526—1542) // ЖМП, 1979, № 8, сс. 69—79.
[10] ГИМ (список сокращений см. в конце статьи — Ред.), Син. № 997. Минея-четья, составленная Митрополитом Всероссийским Макарием, месяц Август. Сер. XVI в., лист 1143 об. Описание Минеи см. Протасьева Т. П. Описание рукописей Синодального собрания. Ч. 1. М., 1910, сс. 186—190; Архимандрит Иосиф (Левицкий). Подробное оглавление Великих четиих Миней Всероссийского митрополита Макария. М., 1982, II, сс. 441—445
[11] ГИМ, Син. № 997. Минея-четья, лист 1154 об.
[12] Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра, Свирского Чудотворца. Изд. 3. М., 1888, с. 190.
[13] Там же, сс. 213—214.
[14] Акафист преподобному и богоносному Александру игумену, Свирскому чудотворцу. СПб., 1876, с. 29.
[15] Питирим, архиепископ Волоколамский. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства // ЖМП, 1975, № 1, сс. 58—59.
[16] См. Диакон Петр Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов // ЖМП, 1979, № 12, сс. 69—77.
[18] ГИМ, Син. № 997. Минея-четья, лист 1158 об.
[19] Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1901, с. 2.
[20] Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841, сс. 195—196; РГАДА. Ф. № 181, МГАМИД, № 365. Сборник XVII в., листы 388—388 об.
[21] ГИМ, Син. N 997. Минея-четья, лист 1168 об.
[22] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею. Т. 1. СПб., 1836, с. 203.
[23] ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. Дополнение к Никоновской летописи. СПб., 1906, с. 320.
[24] Ильин М. А. О наименовании собора Василия Блаженного // Новое в археологии. Изд. МГУ, 1972, с. 292.
[25] Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора // ЧОИДР. М., 1896, кн. 2. Смесь, с. 26. При освящении храма из присутствующих, в частности, называются казанские царевичи Александр и Симеон. Не был ли этот новокрещенный Александр одним из первых христиан, названных по имени недавно прославленного угодника?
[26] ГБЛ, ф. 256, № 364. Сборник, лист 322. Данное Сказание в рукописи переписано после жития Митрополита Макария, что, нужно думать, также не случайно.
[27] Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра Свирского чудотворца, сс. 151—153; Архим. Никодим. Чудеса преподобного Александра Свирского // Олонецкие епархиальные ведомости. 1903, № 19, Неофициальный отдел, с. 664; ГИМ, Муз. № 334. Житие преподобного Александра Свирского. XVII в., листы 115—116; ГБЛ, ф. 256, № 364 Сборник, листы 322—323 об.