На вопрос, чего не хватает современным людям, чтобы достичь святости, преподобный Серафим Саровский отвечал: «Решимости».
…Окружающие и любящие Его думали, что теперь Он наконец-то получает ту славу, которую заслуживает, и ликовали, не скрывая своих чувств. Они кричали Ему «Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне!» во время Входа Господня в Иерусалим (Ин.12:13). Но были и иные люди, которые завидовали этой славе, завидовали такому незаслуженному мессианству Иисуса из Назарета и требовали, чтобы Он заставил замолчать ликующих людей.
И тогда — в ответ на упрёки фарисеев, Христос Спаситель сказал, что если умолкнут эти люди, говорящие о том, что Сын Человеческий идёт для спасения народа Своего во Иерусалим, то возопиют камни (Лк.19:39–40).
Христос Бог, видящий правду и видящий Свой Крестный путь, знал о силе Своей (Лк.8:46) — и шествовал в Иерусалим, для того, чтобы оживить камни, чтобы из камней воздвигнуть детей Аврааму.
Что может быть безжизненнее камня? Только в языческих легендах камни становились людьми — но людьми странными, непохожими на «цивилизованных». Так, греки считали, что все варвары произошли из камней, которые бросали Девкалион и Пирра. Между людьми, принадлежащим к разным народам, лежала пропасть — у них не было ничего общего в происхождении.
Но Христос говорил, что Бог может дать чад Аврааму — даже если для этого придётся оживить камни. Чада Авраама — это общество Израилево, народ Израилев, избранный и искупленный от Египетского рабства. Дело не в том, что живший и почивший много столетий назад Авраам снова «родит Исаака» (Мф.1:2). Бог во Христе силён совершить неизмеримо более великое дело. Он создаёт Свою Церковь Нового Завета.
Каждый человек, который принимает Святое Крещение, рождается от воды и Духа и становится чадом Божиим во Христе. Но это не насилие над волей человека, а дарование ему возможности — небывалой, невыразимой. Человек может стать подобным Христу. Человек может обОжиться. Любой человек. Христос может сотворить — и творит — чад Авраамовых из камней.
Центр всей жизни человека — сердце.
У Марка Твена маленький бродяга Том, ставший принцем, полный благородного негодования велел своей сестре-святоше «идти к себе и молиться Богу, чтобы он вынул камень из ее груди и вложил в нее человеческое сердце».
«И возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» — говорит Бог словами пророка (Иез. 36:26).
Тайна подвига обожения открывалась монахам, занимавшимся «умной молитвой», или исихастам. Подобно пророку Илие, молились они, учась таинственному сочетанию биения своего сердца и молитвы ко Христу Богу. И понемногу сердце их каменное становилось сердцем плотяным — ибо Дух Святой преображал их.
Среди замечательных фресок трапезной в одной из гостиниц Троице-Сергиевой лавры есть такая роспись — «Явление Христа преподобному Серафиму Саровскому во время Великого Входа». Монахи-молитвенники на ней — как оживающие камни, под неживым покровом тёмных риз. Они восклоняются (Лк.21:28), почувствовав приближение Христа. Под тёмными и тяжёлыми ризами из шерсти животных появляются легкие, небесные, просветленные и сияющие ризы — они сотелесники Христу, они причастники Его жизни в Духе (1 Петр 3:18).
Ангелы бьют крылами, касаясь их — монахи превозмогли во Христе тяжесть человеческой плоти в молитве и касаются славы Христа. Но самого Христа они пока не видят, ибо их мера не полна — они ещё только начинают пробуждаться от каменного смертного сна. Они видят человека обоженного, выросшего в меру возраста Христова, взирающего на Христа лицем к лицу (1Кор.13:12), в Царстве Божием.
Над головой преподобного Серафима — купол храма. Именно в Церкви возможно достижение полноты во Христе. Именно в Церкви человек может подняться на предназначенную ему невероятную высоту — стать подобным Христу Богу.
Восклонившиеся монахи пока не видят Христа — они взирают на преподобного Серафима, сияющего огнем сильнее, чем огонь ангельский — ибо это огнь и свет Духа Святого Божия. Кресты на ризах преподобного Серафима повторяют Крест, на фоне которого сияет Распятый и Воскресший и вовеки Живой Христос Бог.
Христос является в человеке святом. На его лице видят люди сияние света Христова, сияние вечной жизни. И именно это то сияние, которое побуждает людей искать Христа — хотя они Его не встречали лицеем к лицу. Они видели тех, в ком сияет свет Христов.
И Он благословляет всех — и выросших в меру Серафима Саровского, и не выросших ещё, но растущих, и нас, взирающих на Него.
Он благословляет нас идти и являть Его Воскресение.
Потому что мы — свидетели Его (Лк.24:48).
Тусклы десятки сотен слов
на тысячах страниц.
Надежда — срубленных стволов,
в снегу замерзших птиц?..
И голос не возвысить свой,
не проповедать с крыш.
Над населенною землей —
нечеловечья тишь.
Отлив бежит, как в страхе тать.
в песок роняя медь.
Но — если некому встречать, —
то камни станут петь.
Читайте также:
Преподобный Серафим: житель Святой земли
О романтике преподобного Серафима Саровского
Патриарх Сербский Павел о преподобном Серафиме и жизни во Христе