Пресвятая Дева может казаться непонятной. Но всегда будут те, кто хочет Ей подражать
Во всех четырех Евангелиях о Ней говорится с исключительным уважением и любовью — особенно у евангелиста Луки. Личность Пресвятой Девы является образцом и примером женщины, призванной ко спасению через свою веру по благодати Божией. Ее место в Церкви уникально: красивая, скромная и смиренная дщерь Господня, всецело и с полным доверием принявшая божественное Слово. В отличие от первой женщины на земле — Евы — Она являет послушание Божественной воле и гласу Божию, становясь таким образом совершеннейшей из людей.
Пресвятая Дева — единственная, Кто удостоился стать Матерью Бога и одновременно всех людей. Ее Личность священна и неповторима — ведь в Ней соединились скромность, смирение, чистота, непорочность и послушание в своем наивысшем, прекраснейшем проявлении.
Божий Промысл даровал Пречистой особое, уникальное состояние, которым не обладает ни один другой член Церкви: Она — единственная Дева-Мать. Мать Господа — по доброй воле. Она приняла волю Божию, Слово Божие ради спасения рода человеческого, олицетворяя при этом человеческий род. Так Христос стал Новым Адамом, а Пресвятая Дева — Новой Евой.
От святых отцов мы знаем, что о Богородице есть множество упоминаний еще в Ветхом Завете — через прообразы и символы. Впервые о Ней говорится в так называемом Первоевангелии, когда Бог говорит змию, что положит вражду между ним и женою. Жена — это Пресвятая Дева, Богородица, Та, что даст плод, который «будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:14–15).
Еще один известный прообраз — неопалимая купина, которую увидел пророк Моисей на горе Синай. Святой Иоанн Дамаскин учит, что этот несгорающий терновый куст явил собою образ Богородицы, дщери Израилевой, давшей Свет миру. О нетварном свете — славе Господней — говорит и святой Григорий Палама, указывая, что, как терновый куст горел, не сгорая, так и Пречистая Матерь не лишилась девства, нося и рождая Спасителя.
Еще один исключительный прообраз — лествица, увиденная во сне праотцем Иаковом, связующая небо и землю. Пресвятая Дева стала своеобразным мостом между теми, кто долгое время был разделен друг с другом; через Нее сошел к людям Христос. Очень красиво об этом звучат слова акафиста: «Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо».
О чем же мы вспоминаем в день Благовещения?
Пресвятой Деве является посланник Божий — архангел Гавриил — и говорит Ей, что Она родит Спасителя мира. Великая и вместе с тем страшная весть, которую никогда не слышал ни один человек! Что же отвечает Пречистая, по свидетельству евангелиста Луки? «Вот раба Господня. Будет Мне по слову твоему».
Герменевты, толкователи Священного Писания, указывают здесь на одну интересную особенность. Дело в том, что еврейское слово, переведенное впоследствии как раб, означает не слугу, а соработника, то есть свободного человека, который по доброй воле помогает господину. Следовательно, Пресвятая Дева изъявила согласие — добровольное и свободное — на осуществление великой тайны Боговоплощения. Ее ответ не был словами безвольного, неразумного, апатичного, ничего не понимающего существа. Более того: сначала Она задает архангелу вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). И лишь после его ответа о схождении на Нее Святого Духа соглашается принять волю Божию.
Видите?
Господь никогда не навязывает Свой замысел, не принуждает, не порабощает и не попирает нашу свободную волю. Он уважает человеческую свободу — ведь это Его дар всем нам.
И принятие воли Божией означает готовность человека соработать Господу, стать Его сослужителем, сотрудником. Пресвятая Дева изъявила Свое согласие на такое соработничество, предоставив Себя на спасение миру.
Тропарь праздника начинается словами: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает» (Сегодня — начало нашего спасения и явление вечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы). Пресвятая Богородица стала началом нашего спасения.
Очень нелегко это понять и ощутить — насколько великим было Ее служение, высочайшее из возможного. И если бы мы по-настоящему осознали событие Благовещения, то непрестанно бы благодарили за него Бога со слезами на глазах. Недаром этот праздник очень любили отцы-исихасты; почитали его с благоговением и новоисихасты — так называемые колливады (представители появившегося во второй половине XVIII века движения в среде афонских монахов против неоправданных инноваций и за восстановление традиционной практики духовной жизни — прим. перевод.), жившие в том числе и здесь, на Идре, где мы сейчас с вами беседуем. Отцы-колливады строили храмы в честь Благовещения повсюду, где селились.
Мы, православные христиане, конечно, очень любим и почитаем Богородицу. Но, как учит святой Иоанн Златоуст, самое главное — не внешние атрибуты почитания, а внутреннее отношение. Обеты, паломничества, приношения — все это прекрасно, но гораздо важнее понимать суть того, что мы делаем. Иначе есть риск так и остаться на поверхности — не трудясь, не заглядывая в себя, не украшая свой внутренний сад размышлением, покаянием, самопознанием, самоотречением и самокритикой. Так и будем ходить по кругу, наблюдая пристально не за собой, а за другими — со всей строгостью, избегая при этом строгого отношения к себе.
Пусть же образ Пресвятой Девы станет для нас путеводной звездой в этом нелегком деле. Ведь Ее духовное состояние, явленное нам в Евангелии, на самом деле обличает наше духовное бездействие (у богословов даже есть для этого специальный термин — апраксия). Своим благородством, любовью и вниманием Она дает нам потрясающий пример для подражания. Ее скромность, молчание, чистота и смирение так противоречат разнузданности современного мира, где властвуют гордость, сребролюбие, алчность, тщеславие, стремление к наслаждениям, плотским утехам и, конечно же, бесконечная любовь к себе.
Пресвятая Дева всегда была, прежде всего, смиренной. Не на словах, не в одежде, прикрывающей противное Богу лицемерие, а по-настоящему, чисто и непорочно смиренной — не казалась, а была. И именно смирение — царица всех добродетелей — привлекло к Ней Божественную благодать, после чего Она стала Матерью Господа нашего Иисуса Христа.
Смирение Богоматери было непрерывным, постоянным, жизненным, сильным. Она полюбила его, усвоила в своем сердце и не желала жить по-другому. Для Нее такая жизнь была естественной и ясной — без требований, напряжения, суеты, беспокойства, стресса, тревог и внутренних терзаний. Она не стремилась к тому, чтобы Ее замечали, почитали, слушали, восхваляли и ублажали. Поэтому у Нее не было комплексов, страхов и неуверенности. Она не переживала из-за неудач. Смирение Богородицы было самым драгоценным Ее украшением, которое давало Ей силы молча, терпеливо, с верой и надеждой следовать повсюду за Своим Сыном.
Она не предъявляла никаких требований, не ждала, что апостолы, к примеру, будут спрашивать у Нее совета, ни во что не вмешивалась и ни на чем не настаивала. Редкий, исключительный, уникальный человек!
К сожалению, дорогие братья, время, в которое мы живем, — хаотично и нечисто. И сегодня Непорочная, Пресвятая Дева Мария многим может показаться непонятной, чуждой, далекой, если не сказать — старомодной. Но, слава Богу, есть и в наши дни подражатели Пречистой Деве. Это юноши и девушки с чистыми помыслами и ясным, веселым взглядом; монахи и монахини, живущие в строгом воздержании; правдивые, честные люди, достойные уважения и почитания. Будем же молить Госпожу всех ангелов просветить наши душевные и телесные очи, чтобы смотреть друг на друга без лукавства и с чистотой, смирением, благостью обращать взгляд как на небо, так и вглубь собственной души.
Перевод Елизаветы Терентьевой для «Правмира»