Не случайно Иоаким и Анна избрали трехлетний возраст для своей Дочери Марии, чтобы посвятить ее жизнь Богу. Именно в этом возрасте младенец способен полностью забыть прежнюю жизнь и начать ее заново. Поэтому, желая, чтобы их Дочь была всецело устремлена к жизни в Боге, они решились на столь нелегкую жертву – отдать единственного своего ребенка в Иерусалимский храм.
До трех лет ребенок живет в доме у родителей, он очень мало подвержен влиянию улицы. Собственно, на улице до трехлетнего возраста младенец бывает только под присмотром родителей. Лишь потом он обзаводится друзьями, которые влияют на его интересы. Видимо, Иоаким и Анна осознавали, что посвятить жизнь ребенка всецело Богу можно лишь тогда, когда он остается огражден от того внешнего воздействия, которое непременно скажется на характере. Это было невозможно в обществе, которое нельзя назвать святым, целеустремленным к Богу, Его заповедям, жаждущим грядущего Спасителя человечества.
И вот родители отдают свое Дитя в единственное место, которое могло воспитать Девицу в чистоте веры и благочестия. Промыслителен был этот акт самопожертвования. Мария не просто выросла целомудренной и благочестивой девицей, но стала Той Единственной, Которую мы именуем Богородицей. Этого, конечно, не могли знать Ее родители, но религиозная чуткость позволила им сделать единственно правильный выбор в вопросе воспитания своей Дочери.
Пресвятая Дева вошла в Иерусалимский храм. И свершилось чудо – величайшая святыня Божия приобрела еще большую Святыню – Саму Приснодеву. Множество праведников и пророков посещали храм, но никогда еще в него не входила будущая Богородица. Величайшие святыни хранились во Святая Святых – сосуд с небесной манной, процветший жезл Ааронов, Скрижали Завета, но с этого момента в храме стала пребывать Сама Пречистая Дева Мария – сосуд Божией благодати. «Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению» — говорит об этом дивном событии святитель Григорий Палама. Наш современник, старец архимандрит Иоанн Крестьянкин добавляет: «С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий – Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба».
Церковь же прославляет Пречистую Деву в этот день словами: «Днесь Храм Одушевленный Святыя славы Христа Бога нашего, Едина в женах Благословенная Чистая приводится в храм Господень жити во Святых: и радуются с Нею Иоаким и Анна духом, и девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающе и чтуще Матерь Его».
Чему учит нас праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы? Жертвенности богородителей Иоакима и Анны. Как мы сейчас балуем своих детей! «Рано им учить молитвы, пускай поспят в воскресенье подольше, им так трудно учиться, пускай отдохнут, погуляют с друзьями, станут старше – тогда и будем приучать их к молитве и труду» — говорим мы. Дети вырастают, но им уже не до молитвы, не до труда, они привыкли, что мир существует ради их прихотей. Не получив правильного духовного воспитания с младенчества, наши дети пополняют толпу эгоистичных и невоцерковленных своих сверстников, которые живут лишь по похотям своих сердец. Им не нужен Бог, не нужна Церковь, да и родители им нужны лишь как опора для их неуверенного существования.
Сначала они требуют себе игрушки, затем – образования, а потом и родительскую пенсию. Обратите внимание, как часто престарелые родители не помощь получают от своих детей, но уже состарившиеся, они продолжают делиться своей скудной пенсией со своими великовозрастными чадами. И все это – от неправильного воспитания с младенчества. Мы растим детей не для Бога, а для самих себя, но получается, что этим мы развращаем своих отпрысков. Пока не поздно, одумаемся, осознаем, что мы произвели на свет не своих клонов и не домашних любимцев, но граждан Небесного Царствия, которых необходимо воспитать в страхе Божием и благочестии.
Как повествует нам Предание, Пресвятая Дева взошла по ступеням Иерусалимского Храма самостоятельно, несмотря на свой малый возраст. Несомненно, Она была ведома ангелами, теми светлыми духами, один из которых, Архангел Гавриил, впоследствии возгласил Ей радостное благовестие. Так каждый из нас, если всецело решится посвятить свою жизнь Богу, взойдет беспрепятственно по лестнице добродетелей в совершенство святости. Помехой на этом пути может быть лишь только наша нерешимость, коснение во грехе, любовь не к Богу, а ко своим страстям. Пускай пример Пречистой Богоматери научит нас быть твердыми на пути в Горнее Царствие. Ничто не может нам помешать – ни тяготы житейские, ни возраст, ни годы, прожитые вне Церкви. Нас поддержат на этом пути ангелы Божии, укрепят молитвы Пречистой Девы и всех святых, только бы нам самим решиться Единому Богу служить, сделать это главным смыслом своей жизни. Когда Бог для нас – единственная цель, тогда и путь к Нему становится легким. Потому как «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30).