Приближались дни страданий Христа… В один из дней Он шел с учениками и говорил им, что надлежит Ему претерпеть мучения и умереть для спасения людей, а потом воскреснуть. Тогда подошли к Нему два сына Зеведеева, Иаков и Иоанн, и просили выполнить их просьбу. На Его вопрос, чего они хотят, они попросили Христа, чтобы Он позволил им сесть у Него по правую и левую руку во славе Его.
Обличая их в стремлении стать первыми, Христос сказал им: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов, господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да будет не так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10:42-44).
Эти слова Христа и этот случай, приводимый евангелистом, обличают и нас, дорогие о Христе братья и сестры… Ведь почти каждый человек, иногда даже не отдавая себе и этом отчета, из-за своего эгоизма стремится занять первое место везде, стремится к почету, к удобству, и это почти всегда в ущерб интересам других. Как Иаков и Иоанн просили у Господа первые места, пусть даже из похвального чувства любви к Учителю, но забывая обо всех остальных, так и мы стремимся к собственному благополучию, забывая обо всех окружающих.
Даже в храме Божием мы стремимся занять лучшие места, из боязни потерять их не пропускаем других, желающих подойти к кресту или Святой Чаше.
Христос, показавший пример смирения от яслей до Креста, обличает нас в нашем эгоизме.
Разве все невзгоды земные, раздоры, драки и споры как в государствах, так и в семьях происходят не потому, что люди забывают эти слова Создателя и Спасителя: «Кто хочет быть большим, пусть будет всем слуга» и другие: «Возлюби ближней своего, как самого себя»?
Действительно, если бы каждым нашим шагом руководила мысль о благе других, а не только о собственном благополучии, не было бы ни ссор, ни драк, ни войн…
В своем эгоизме мы всегда считаем себя лучше других, и поэтому нашему самолюбию всегда трудно примириться с чужой волей, с чужим удобством. Мы протестуем, сначала внутренне, потом постепенно наш протест выливается наружу, и возникают рознь, ссора, зло…
Если бы, наоборот, мы во всем искали прежде интереса другого, блага другого, то любая забота о нас другого человека была бы для нас нечаянной радостью.
Похвально стремление быть около Господа, но разве обязательно быть первым, быть по правую или левую Его руки, как желали того два евангельских брата? Конечно нет. Истинно смиренный человек будет рад тому, что он около Господа, а на первом или на последнем месте — не имеет значения. Ведь рука Господня дотягивается и до последнего места, и даже, наоборот, видя смирение мытарево, Он скажет нам: «В малом был верен — над многим тебя поставлю» (см.: Мф. 25:14-30).
Дорогие братья и сестры! Христос пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы служить людям, и нам Он завещает служить друг другу, всегда думать о благе другого и не искать себе первенства, почета или уважения от людей. Если, конечно, мы хотим быть ЕГО учениками.
Недавно мы выносили на центр храма Крест Господень и слышали призыв Христа: «Кто хочет по Мне идти, да отвергнется себя, и возьмет свой крест, и идет за Мной» (см.:Мк. 8:34). Так вот, любовь к людям, забота о людях, забвение себя для блага других — это тоже частицы Креста Господня, и, если мы желаем идти за Ним, мы должны взять на себя и эту частицу Креста.
Сегодня Церковь предостерегает нас от того, как ослепленные заботой о себе люди могут даже желание приблизиться ко Христу омрачить себялюбием, даже молитву к Богу извратить чрезмерной заботой о себе, выставляя себя на первый план в ущерб брату, которого мы должны любить, как самого себя.
Будем в наших молитвах просить не ПЕРВОГО места, как того требует самолюбие, а скажем с блудным сыном: «Позволь мне быть последним в Твоем дому, так как я недостоин называться Твоим сыном!». Пусть наша молитва будет молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь.
Феодоровский кафедральный собор г. Ярославля 1971 г.
Печатается по изданию: протоиерей Борис Старк. Вся моя жизнь – чудо. М., 2009.