Опубликовано на сайте Romfea.gr 26 июля 2013 г.
Пишет архимандрит Порфирий, игумен монастыря святого Предтечи и Крестителя Иоанна в Верии:
Если духовное чадо понимает смысл евангельской жизни, — а это, разумеется, совсем не легко, — большая радость наполняет духовника.
Один из моих подопечных как-то раз сказал мне: «Батюшка, с сегодняшнего дня я решил поститься без масла по средам и пятницам. Если бы вы попросили меня об этом год назад, я бы вернулся к своей обычной мирской жизни, потому что не понял бы вас».
И ещё одно чадо Христово сказало мне: «Батюшка, мы уже почти двадцать лет женаты, но только в этом году я поняла, что мы с мужем должны сами организовывать свою совместную жизнь. До этого я слушала только своего отца в этих вопросах».
Итак, давайте поговорим на исключительно важную тему брачной жизни и спросим себя, почему в последнее время столь сильно увеличилось количество разводов. Сейчас эта тема занимает самых разных людей, и мы можем рассмотреть её с нескольких сторон.
Некоторые люди говорят, что они не разводятся ради детей, но с таким решением семейного вопроса совершенно нельзя согласиться. Ведь проблемы у детей из семьи, которая, фактически, распалась, однако продолжает существовать на бумаге, гораздо значительнее и больше, чем у тех ребят, чьи родители по-настоящему развелись. Как если бы семья находилась на кораблике, который постоянно попадает в шторм. И даже если кто-то в конкретный момент выдерживает напор огромных волн, в конце концов, и ему приходится тяжко.
Церковь ежедневно призывает молитвенную помощь разных святых. Святой Косьма Этолийский говорил, что лучше пусть будет разрушен дом, чем распадётся семья. Эта фраза является ключевой для тех, кто борется за спасение семьи.
Причин и поводов для развода — множество. Несоответствие характеров, имущественные вопросы, деньги, беспорядочные добрачные отношения и многое другое. Но для разрушения брака, лишения его фундамента, существует гораздо более сильное средство…
Бог Отец ещё в Раю дал заповедь: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Возможно, по отношению к женщинам, как представительницам слабого пола, Бог был в данном случае более снисходителен. Именно в этих «оставит» и «прилепится» заключается важнейшая причина семейных нестроений.
С решением подобного рода проблем мы нередко запаздываем, потому что оно не является ни лёгким, ни безболезненным. К сожалению, процессы перерезания пуповины и отнятия от груди часто из физиологических становятся психологическими и не зависят от возраста человека. Но чем позднее в психологическом плане они происходят, тем труднее их осуществить. Разумеется, у каждого из нас они происходят по-разному. И всё же в какой-то момент это необходимо пережить любому человеку, чтобы сделать счастливым свой брак.
Иначе с течением времени отношения становятся ещё хуже, проблемы углубляются и становятся хроническими. Зачастую даже детей начинают делить между бабушками и дедушками, которые к тому же ищут сторонников в семье своего взрослого ребёнка, чтобы подтвердить свои права и власть.
Слово Божие точное, острое и сокрушительное, в нём нет места двусмысленности и уступкам. Несмотря на это, человеку свойственно находить великое множество отговорок и оправданий той неразберихе, которая происходит в его жизни. Именно эта неразбериха предоставляет диаволу возможность действовать. Он вклинивается между двумя людьми, используя одного из них, чтобы разрушить мир, уничтожить заботу друг о друге, притупить внимание.
Приведём несколько примеров из пастырской практики:
1. У матери был ключ от дома, где живёт семья её взрослого сына, и она под разными предлогами постоянно приходила туда, звали её или нет. Естественно, терпение супруги испытывалось неоднократно, и на этой почве всё время происходили конфликты между матерью и супругами. Несчастный духовник неоднократно выслушивал жалобы обеих сторон и постоянно разговаривал с ними, но всё было бесполезно. Наконец, он узнал про имевшийся у матери ключ и посоветовал супругу этот ключ у неё забрать. В итоге, супругам пришлось поменять входную дверь, чтобы «не обидеть маму».
2. Мать считает, что зять не помогает её дочери в работе по дому. К месту и не к месту она выговаривает ему за это, даже на «официальных» семейных застольях, в присутствии множества родственников и чужих людей, она неустанно напоминает зятю об этом его «недостатке». Дошло до того, что зятю, в попытке убедить свою тёщу в обратном, пришлось всем показывать фартук, который он надевал, когда готовил для застолья.
3. Взрослый сын ежедневно, чуть ли не каждые десять минут, делится с матерью всеми своими семейными интригами, и мама немедленно «организовывает оборону» — обсуждает со своей дочерью происходящее и выстраивает последующие стратегические шаги. Супруга сына, пытаясь прекратить нападки, вынуждена даже просить о помощи в судебном порядке. Поскольку возникает опасность общественного поношения, всё ненадолго затихает, но через какое-то время возвращается на круги своя.
Пожалуй, этих примеров достаточно, чтобы взглянуть на всю картину в целом. Понятно, насколько высокий уровень духовной образованности и рассудительности требуется, чтобы понять разницу и соотношение между данным в Раю первому человеку заветом отделиться от своих родителей и заповедью почитания отца и матери, которая дана была людям через Моисея. К сожалению, рассуждение является не только одной из самых высоких добродетелей, но и, пожалуй, самой редко встречающейся, особенно там, где идёт речь о кровном родстве.
В этом вопросе нет места терпению: решение оставить своих родителей и прилепиться к своей «второй половине» должно приниматься сразу и навсегда — так же, как отрезается пуповина у младенца. В противном случае, возникнет множество «щелей», куда с лёгкостью сможет проникнуть диавол, который разрушает священные узы брака при помощи не менее священных семейных уз!
Перевод с греческого монахини Екатерины Соколовой