В рубрике “Священное Писание” этого номера редакция предлагает вниманию читателей две статьи не вполне привычного жанра. Это не переводы, не толкования, не библейская текстология и даже не вполне исагогика, которая обычно трактует явления скорее материальной культуры.
В каждом православном издании Библии содержатся карты: Ближнего Востока времён исхода из Египта, Палестины времён становления иудейской государственности и времён земной жизни Спасителя, миссионерских путешествий святого апостола Павла. Те статьи, которые мы здесь поместили, проще всего сравнить именно с такими картами: не входя в текст Писания и не давая никаких богословских толкований, они просто-напросто облегчают вдумчивому читателю подход к содержанию Евангелия. Отсюда и заголовок нашего введения.
Первая из этих статей (О. Астапова. Христология Послания к Евреям в свете представлений о священной царственности на древнем Ближнем Востоке) анализирует систему тех древних мифологий, в которых бытует представление о священном царе. Таких мифологических систем множество. Но означает ли это, что Евангелие можно просто поставить в этот ряд? Вовсе нет; скорее это показывает ожидания людей, уклонившиеся от истинного пути веры. Этим смутным чаяниям человечества суждено было сбыться в Откровении Господнем. Таким образом мы имеем право утверждать, что статья О. Астаповой — тоже своего рода карта, но карта ближневосточных мифологий.
Статья Л. Наумова “Скажите этой лисице…” описывает геополитическую ситуацию в Палестине и в окружающих государствах времён земной жизни Спасителя. Автор живописует бурю страстей, которая бушевала вокруг Учителя из Галилеи, постоянно грозя захлестнуть Его, увлечь и потопить. Прочитав эту статью, можно с большим пониманием прослеживать в Евангелии, когда и каким образом Спаситель уклоняется от угроз такого рода.
Необходимо, однако, заметить, что так называемый антропный принцип, обнаруженный физиками (влияние наблюдателя на наблюдаемый объект) по праву можно применять и в области исторических изысканий. Конечно, читая исторические работы, приятно было бы думать: “Вот теперь я знаю, как всё было на самом деле”. Но правильнее сказать себе: “Вот теперь я знаю, что думает об этом мой современник, изучивший специальную литературу в данной области”.
И тем не менее — приглашаем к путешествию.