«Принц Каспиан»: pro et contra
12 мая 2008 года в кинотеатре «Октябрь» состоялся организованный российским представительством «The Walt Disney Company» при участии журнала «Фома» и газеты «Церковный вестник» пресс-показ фильма «Принц Каспиан» – второй экранизированной на сегодняшний день части «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса. В число приглашенных гостей вошли журналисты церковных изданий, представители московского духовенства и высших учебных заведений.
После просмотра фильма развернулось его обсуждение. Большинство участников выразило сожаление о том, что создатели фильма пошли путем введения множества новых сюжетных линий, далеко отойдя от дословного пересказа оригинального произведения, что, с точки зрения многих, отрицательно повлияло на окончательный результат.
Чтобы придать фильму динамику, повествование нагрузили множеством дополнительных батальных сцен, добрая половина которых отсутствует в книге и не прибавляет этой истории ничего существенного. Добрая детская сказка превратилась в героическую историю, которая, вероятно, больше заинтересует подростков, чем ребят 8-10 лет, для которых, собственно, и писал свои книги сам К.С.Льюис.
Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты «Церковный вестник»:
«Голливудская трактовка меня резанула. Когда я на днях перечитывал «Принца Каспиана», то обратил внимание на две вещи. Первое – это чувство радости, которым пронизана эта книга. Пусть оно передано через вакханальную пляску, но без сомнения это радость пасхальная. Второе – это трогательная дружба героев и признание торжества над ними высшего начала. Дети становятся королями и королями по воле Аслана.
В фильме же на первый план выведенная человеческая слабость, а Аслан превращен в плюшевого мишку. Это печально. «Принц Каспиан» это только по форме, а не по содержанию».
Протоиерей Максим Козлов:
«Не нужно улучшать автора. В книге есть целый ряд вещей, которые сами по себе достаточно хороши и кинематографичны. Если бы создатели оставили все сюжетные линии без редукции, как есть и не домысливали ничего от себя – хуже бы не было.
Первый фильм «Лев, колдунья и платяной шкаф» оставил у меня более радостное и детское впечатление. «Принц Каспиан» – это неплохой фильм вокруг сюжетов Льюиса, но это не Льюис. Это продвижение общечеловеческих ценностей с небольшим налетом христианства.
Мне не понравилась физиологическая сентиментальность последних сцен. Неприятно, когда режиссер давит на определенные кнопки, добиваясь определенного эффекта. Использование психосоматических механизмов человеческого организма у меня лично вызывает психологический протест.
В первом фильме христианский контекст прочитывался легче. Здесь же оставлены только общечеловеческая нравственность и самые банальные истины: гордиться плохо, дружить – хорошо».
Даниил Сидоров, корреспондент интернет-издания «Татьянин день»:
«Абсолютно неорганично смотрится любовная сцена в финале, когда домысливается то, чего у Льюиса не было, но и не могло быть, потому что это сказка, а в сказке не допустимо переступать некий предел. В книге Каспиану 13 лет, в фильме 17, а актеру 26. Это не маленький мальчик, которому предстоит стать королем, а взрослый юноша. Все эти формальности сильно влияют на сам дух произведения. Многие христианские моменты из фильма просто ушли».
Протоиерей Алексий Уминский, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»:
«Все, что уже сказано, верно. Но я считаю, что до конца христианство из фильма не выхолощено. В нашем мире не хватает героизма. Может создатели в этом случае и переборщили, но, слава Богу, они показали настоящий рыцарский героизм, и показали его по-христиански, даже в тех сценах, которые напрямую и не опираются на текст.
Эти знаковые вещи обозначены очень четко, их нельзя не заметить, нельзя пропустить, на них нельзя не обратить внимание, они с очевидностью несут свой педагогический смысл. В этом смысле фильм не потерял своей христианской актуальности.
Таких фильмов практически нет. Мы такого кино снимать не умеем. Фильм «Остров» (с огромным вопросом о его настоящем содержании) единственный из тех, где вообще говорят о духовности. Здесь же для подростка, для современной молодежной культуры настоящие духовные ценности очевидны. Показано предательство, которое искупается, искушение, которое побеждается.
Образы ожившей природы, действующей в соработничестве с Асланом совсем не банальны и доступны для понимания. Например, река, разрушающая мост, приводит на память библейский сюжет о фараоне, потопляемом Чермным морем.
Все подмеченные неточности и недочеты не заглушают самого главного – христианского звучания этого фильма».
Андрей Десницкий, библеист:
«Придя на голливудский фильм, стоит ли удивляться, что видишь фильм, созданный по законам Голливуда? Хорошо это или плохо, отдельный вопрос. Другое дело – хотим ли мы, чтобы христианские фильмы выходили в рамках этой эстетики?
Но я приведу пример одной моей хорошей знакомой, человека не церковного, но грамотного, умного, думающего. Когда вышел первый фильм «Лев, колдунья и платяной шкаф», он ей очень понравился, и тут я сказал что-то про его евангельские мотивы. Это ее очень удивило, и она задумалась. Меня поразило то, что, с точки зрения христианской миссии, эти фильмы – отличный способ донести до людей христианскую историю, которую они могут даже не распознать сначала, но все-таки в их голове она отложится».
Участники обсуждения заметили, что создатели фильма, в первую очередь, обращались к зрителю, сформированному американской культурой, поэтому внутри христианской культуры и вовне фильм будет оценен по-разному. Для некоторых рецензентов на западе, к примеру, более важным представлялось то, как создатели сумели «обойти христианские мотивы» в книге.
При всех претензиях, которые можно предъявить к любой экранизации, стоит иметь в виду, что после выхода первого фильма в интернете возникла целая волна комментариев, проясняющих его христианскую символику, и уже одно это – важное достижение. Пусть на первых порах зритель и читатель воспринимает «Хроники Нарнии» как добрую, захватывающую и интересную сказку. Посеянное в душе семя со временем даст свой плод, особенно если однажды такому человеку попадется на глаза вдумчивый и серьезный аналитический материал.
Православная аудитория оценивает культурный продукт не только с точки зрения того, как он сделаны, но и с точки зрения его послания, конечного смысла и результата.
Практическое значение фильма – стать подспорьем миссионеру, отправной точкой в разговоре с современником. Более того, как заметил один из участников обсуждения, фильм в котором рассказывается о том, что гордость это плохо, а дружба это хорошо и что человек без Аслана (тут надо всего лишь добавить, что Аслан – это аллегорический образ Христа) ничего не может, на фоне других картин – просто находка для миссионера.
Валерия Ефанова специально для портала «Правмир»