Принц Уэльский Чарльз глубоко интересуется православием, но перейти в него, видимо, не может — митрополит Каллист
Принц Уэльский Чарльз питает давний и искренний интерес к православию. Однако, в силу своего положения в государстве наследник британского престола и потенциальный глава Англиканской церкви едва ли может сменить вероисповедание. К этому сводилась суть ответа, данного одним из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром) на вопрос об отношении дома Виндзоров к православию на встрече с прихожанами собора святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне.
Один из собравшихся обратил внимание на то, что в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где в прошлом году проходила церемония венчания сына Чарльза — принца Уильяма и его супруги, в самом начале центральной галереи висели большие православные иконы. Этим и был продиктован вопрос.
«Действительно, там вывешены работы русского иконописца», — сказал митрополит Каллист, имея в виду Сергея Федорова. «Я нахожу это существенным», — добавил он, пояснив, что знаменитый собор постоянно осаждают толпы туристов, нуждающихся в напоминании о том, что это не музей, а «дом молитвы». И иконы, по его убеждению, «лучше всего создают должную атмосферу» и становятся для многих «окном», через которое люди открывают для себя православие.
Перейдя к сути вопроса, владыка прежде всего подчеркнул, что «сама королева Елизавета — вне всякого сомнения глубоко и искренне верующая христианка». «В своих последних выступлениях, последние год-два, она начала гораздо более открыто и прямо говорить о своей христианской вере», — добавил он.
Православный иерарх, англичанин по национальности, напомнил, что церемония коронации в Великобритании сопровождается обрядом помазания, сохранившимся не везде. «И я уверен, что сама королева Елизавета очень серьезно относится к тому, что она — христианская государыня», — указал он.
Митрополит также подчеркнул, что британская корона — символ единства страны. «Конечно, и американское президентство может служить таким символом, но так бывает не всегда, поскольку кандидатов в президенты выдвигают конкретные партии», — пояснил он. По его убеждению, наличие общенационального лидера, стоящего выше межпартийных схваток, особенно важно в кризисные периоды; в этом контексте он поделился детскими воспоминаниями о том, как в годы второй мировой войны после жестоких ночных немецких бомбежек Лондона король Георг с супругой с утра обязательно посещали наиболее пострадавшие районы.
Владыка далее напомнил, что супруг королевы Елизаветы принц Филипп происходит из греческого королевского рода и был крещен в православии. Женившись на британской принцессе, он принял англиканскую веру, хотя и не обязан был этого делать. «Когда мы с ним встречались, он говорил: «Ну да, меня крестили в православии, и я продолжаю считать себя православным, но при этом я теперь и англиканин», — сказал митрополит под дружный смех собравшихся. «Я бы мог ответить, что не вполне с этим согласен, но счел за лучшее промолчать, поскольку сказано все было по-дружески», — признался он.
«Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры, — продолжал оратор. — Он много раз совершал паломничества на Святую гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения (по образу правления Великобритания — конституционная монархия, хотя формально единого основного закона там нет — прим. ИТАР-ТАСС). Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст».
Владыка Каллист — сопредседатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. Его спрашивали о перспективах сближения между двумя церквами, но он повторил свою известную точку зрения о том, что это затруднено прежде всего наличием разных течений в самом англиканстве. Как он напомнил, наряду с консервативной и очень близкой к православию «высокой церковью» там есть и «евангелические и крайне либеральные» направления, «представить себе единство» с которыми для православных «никак невозможно». При всем том митрополит — «за продолжение диалога», пусть и без надежды на «немедленное достижение практических результатов».
ИТАР-ТАСС, Алексей Шитов