«Принесли путевку из собеса, оказалось — кредитный договор». Как защитить пожилых родителей от мошенников
— В каком возрасте люди чаще становятся жертвами мошенников?
— Это очень индивидуально. Нужно думать не в принципе о пожилых, а именно про своих близких. Мы их хорошо знаем, и когда они становятся более уязвимы, мы должны быть к ним особенно внимательными.
Мы очень долго этого не замечаем или не хотим замечать, потому что это сразу накладывает на нас большую ответственность. Первые звонки — это когда родители принимают какие-то решения, вне зависимости, касаются они денег или нет, которые вам кажутся странными, изумляют — «ну как так, мама (или папа)». Это повод подумать о том, что за ними уже нужен присмотр с позиции более адаптированного к современной жизни человека.
Индивидуальные особенности могут увидеть только близкие. Надо смотреть на то, какие решения принимают родители, знать их планы.
— Какие виды мошенничества рассчитаны на пожилых людей?
— Пожилые люди попадаются на всем, как это ни удивительно. В основном они себя развлекают покупками.
По телефону чаще всего их заставляют купить лекарства — звонят якобы из поликлиники, сообщают о нехорошем диагнозе, начинают пугать и в результате привозят лекарства, за которые старики отдают огромные деньги. Но сейчас мало у кого есть домашние телефоны, поэтому эта история уже отходит на второй план.
Также покупают часто у тех, кто ходит по подъездам, продавая ненужные вещи по немалой цене.
Самые продвинутые покупают в магазине на диване. Есть такие истории, когда бабушка спускала свою пенсию и все, что дети присылали, на такие покупки.
Если классифицировать, то есть две категории мошенничеств.
Телефонные мошенничества (звонки и СМС):
- сообщения о попавших в беду детях или внуках с предложением решить проблему за деньги,
- сообщения о заблокированной карте,
- сообщения об ошибочном платеже,
- сообщения о выигрыше или компенсации,
- звонок из службы безопасности банка с просьбой назвать номер карты и код.
Мошенничество на дому. Это визит людей, выдающих себя за представителей всевозможных служб: газовой, водоканала, полиции, собеса. А также тех, кто представляется волонтерами. Как следствие — пропадают документы, деньги.
«Представители собеса» могут предлагать бесплатную путевку в санаторий или оформить заявление на какую-то компенсацию, а по факту — подписать доверенность или кредитный договор.
— Как защитить родителей от мошенников?
— Не должно быть много прямых запретов, это не работает. Но три четких и абсолютных точки внимания должны существовать.
1. Не пускать никого в квартиру. Вплоть до того, что повесить плакат на дверь со знаком «стоп» или надписью «Никому не открывать», чтобы, когда родители идут к двери, видели эти слова.
2. Не диктовать данные карты никому и никогда. Можно заклеить непрозрачным скотчем данные карты, это не помешает ее использовать, но в какой-то опасный, рискованный момент, если человека попросят назвать цифры, он будет наталкиваться на то, что нужно оторвать скотч, и в голове сработает, что этого нельзя делать.
3. Не давать в руки посторонним документы и не диктовать из них данные. По возможности, нужно убрать документы из прямого доступа. Паспорт, СНИЛС, все документы на квартиру и прочее имущество должны быть надежно спрятаны. Можно забрать их у родителей под предлогом хранения в сейфе, например. Это, конечно, по обстоятельствам и в зависимости от их дееспособности.
— Как еще можно помочь?
— Можно заблокировать входящие звонки на мобильный со всех номеров, кроме тех, что находятся в записной книжке.
А также поставить видеодомофон, чтобы родители не открывали дверь, а общались с посетителем из квартиры.
— Как лучше говорить с родителями про мошенников, чтобы это не вызвало у пожилых людей отторжения?
— Все, о чем мы говорим, — это история не про моментальное воздействие на родителей. С ними и по другим поводам зачастую нельзя договориться быстро. Нужно постепенно обсуждать, дать им привыкнуть, освоиться.
То есть это такая растянутая во времени задача. Не стоит ожидать, что они услышат, если им сказать один раз об опасной ситуации. Нужно сказать, напомнить, снова спросить, а помнят ли они.
Мошенники — это профессионалы, они дружелюбны и почтительны. Поэтому с ними любят разговаривать пожилые люди.
Они дают нашим родителям то, чего мы им недодаем: внимание, разговор, почтительное отношение.
Но тут нет универсальных действий. Нужно выявить свои индивидуальные риски и, исходя из этого, искать схему защиты.
На кого-то можно воздействовать только запретами, с кем-то работает убеждение, с кем-то лучше действовать лаской и общением.
— Какие ошибки совершают взрослые дети в этом вопросе?
— Дети до последнего отвергают свою роль как опекуна родителей. Она очень тяжелая и затратная по времени и силам, поэтому мы от этого максимально отодвигаемся. Это основная ошибка.
Мы пытаемся призвать родителей к «взрослости», апеллируем как к равным взрослым. Потому что как только мы согласимся, что они уже не такие, как прежде, на нас ляжет опекунство, а это тяжело.
Но тогда нужно понимать, что, если мы эту роль от себя на какое-то время отодвигаем, мы будем платить этими финансовыми убытками.
Если мы не будем на стороне своих родителей, несмотря даже на их отказ от помощи, несмотря на нашу занятость, то они останутся один на один с мошенниками.