Природа и творения рук человеческих на Афоне
Святая Гора Афон не осталась незатронутой человеческой деятельностью, которую можно условно разделить на три категории: 1) строительные работы – постройка зданий, необходимых для жизни и богослужения, 2) земледелие для удовлетворения потребностей в продовольствии и 3) рубка леса, используемого как строительный материал и дрова.

1) Строительные работы

Замечателен выбор мест расположения монастырей, а также их подсобных помещений. Практически все монастыри, скиты, кельи (небольшие жилые дома), арсаны (пристани) лишь с незначительными исключениями построены в таких местах и таким образом, что находятся в полной гармонии с окружающей их природой.
Использованные при строительстве материалы: камни, древесина, плитки и кирпичи – достойным восхищения образом вписываются в природный ландшафт и его естественную структуру. Иными словами, в те времена, когда еще никто не знал ни о экологических последствиях, ни об охране окружающей среды и когда экология и ландшафтный дизайн были еще никому не ведомыми дисциплинами, монахи обладали чувством природной гармонии, чувством, рожденным самим укладом монашеской жизни и православной верой, необходимой составляющей которой является уважение к окружающей среде и к красоте природы. Дизайнеры и экологи могли бы многому научиться на Святой Горе: правильному выбору места постройки и строительных материалов, уважительному отношению к природному ландшафту и гармоничному включению в него новых построек.

2) Земледельческие угодья
Основным предназначением земледельческих угодий на Афоне было и остается удовлетворение потребностей монахов в еде в пределах их скудного монастырского рациона. Реже, и лишь в определенных кельях и скитах, продукция земледелия – например, производство фундука – становится источником получения дохода. Важнейшими сельскохозяйственными угодьями на всем протяжении вековой традиции являются:

Огороды: Расположены, как правило, у монастырских стен и в значительной степени удовлетворяют потребность монахов в свежих овощах. Огороды обычно устраиваются либо на ровных пространствах, окружающих монастыри и дома, либо на специально укрепленных террасах, гармонично сочетаясь как с окружающей природой, так и с монастырскими постройками.

Оливковые рощи: Оливки и оливковое масло – это основной источник питания монахов. Поэтому оливы – самая распространенная сельскохозяйственная культура на Афоне. Возделываемые оливковые рощи, обычно небольшие по размерам, гармонично вписываются в природный ландшафт, неотъемлемой частью которого являются дикие оливы.

Виноградники: После огородничества и возделывания олив виноградарство было издавна одним из основных занятий монахов, ибо вино не только играет важную роль в православном богослужении, но и сопровождает монашеские трапезы в непостные дни. Сохранившиеся до наших дней виноградники находятся в совершенной гармонии с окружающей их дикой природой.

Сады: За исключением возделывания орешника, с которого в некоторых скитах и кельях собирали фундук, бывший одно время важным источником монастырского дохода, садоводство не распространено на Афоне. Плодовые деревья: яблони, груши, черешни, персиковые и абрикосовые деревья, и главным образом, орешники – растут по краям огородов и на небольших участках, а их плоды на протяжении веков обогащают трапезу монахов и паломников. Сады по самой своей природе не только не нарушают окружающий их пейзаж, но и, находясь близко от монастырей, скитов и келий, там, где естественная красота природы нередко бывает нарушена вмешательством человека, украшают местность своими цветами, разноцветными листьями и плодами.

3) Рубка и эксплуатация лесов
Афонский полуостров – это наиболее густо покрытая лесами территория во всей Греции. Процент территории, занятой лесами, составляет примерно 90%, тогда как по остальному полуострову Халкидики он едва достигает 40%, а в среднем по стране равен всего 25%.


С момента появления первых монашеских поселений на Святой Горе жизнь монахов была неразрывно связана с лесом и его плодами. Из леса монахи получали древесину, из которой строили и ремонтировали монастыри, скиты, кельи, пристани, кельи и прочие постройки, делали каркасы для виноградников и огородов, а также использовали ее как дрова для обогрева. Однако, поскольку монахи не располагали современным оборудованием для рубки леса и имели достаточно ограниченные возможности для сбора и перевозки древесины, лес эксплуатировался лишь для покрытия нужд самих монастырей, скитов, келий и только в тех районах, которые были от них в непосредственной близости. Именно по этой причине почти все леса вокруг монастырей, особенно вечнозеленые широколиственные, в большей или меньшей степени были уничтожены.
Однако виды растений, составляющие лесную экосистему Святой Горы, по самой своей природе способны быстро восстанавливаться и воспроизводиться, и поэтому «раны» и «проплешины», появлявшиеся после каждой вырубки, быстро затягивались, и пейзаж, а также структура лесных экосистем оставались практически нетронутыми. Даже после лесных пожаров эти приспособленные к пожарам экосистемы быстро оживают и возрождаются, благодаря высокой скорости размножения и способности к регенерации составляющих ее видов. С середины XIX века появляется новый тип отношений монахов с лесом: лес теперь стали вырубать не только для местных нужд, но и на продажу.

Автор: Спирос Дафис, почетный профессор лесоводства Университета им. Аристотеля в Салониках

Источник на новогреческом: «Природная красота Святой Горы», календарь на 2003 г., издательство «Агиоретики Эстия».
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.