Каждый евангельский сюжет драматургичен. Все сюжеты сложены в божественную симфонию смыслов, откровений и образов. Бог как великий драматург каждый день. разыгрывает для нас партии встреч, совпадений, озарений и милости. Милость Божия и Его замысел явно читается не только среди людей, но и среди природы. Ежедневно в полях составляются букеты, птицы поют, волны отбивают ритм времени, и только нам все некогда обратить внимание на то, что стоит зв всеми этими картинами, евангельскими сюжетами и словами Господа.
Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
Сегодня Церковь просит нас прочесть или выслушать слова Христа о бесноватом человеке и сестрах Марфе и Марии. Что за странная смесь сюжета: бесы, бесноватый, свиньи, сельские негоцианты, ужин сестер с Христом и море, как фон повести? Как все это можно связать? Где Мария и где одержимый бесом? Где Марфа и где торговцы свиньями?
Рассмотрим роли.
Бесноватый
Это сейчас в уме современное человека бесноватый – это и больной, и невоспитанный, и даже политический противник. Все, кто не такие как мы – бесноватые.
На самом деле духовное расстройство есть нечто особенное. Это не душевная болезнь, когда у человека работает ум и ломается психика. Это не умалишенность, когда клинит голову при здоровом сердце. Это не результат соматического повреждения вещества мозга. Все в этом путаются. Тем более, что в Церкви существует такая луза, в которую одни попадают, а других подталкивают – отчитка. В нее толкают и обычных несчастных больных, и алкоголиков, и редких одержимых.
Я знаю случай, когда обычного больного мальчика мать зачем-то повезла к старцу, а старец принял каприз ребенка-мученика за одержимость и велел тащить его к себе на ролевой перфоманс — отчитку. Еле отговорил и еле утешил. А мальчик выздоровел благодаря усилиям Бога и врачей.
Бесноватый – это тот, кто подпустил к себе беса. Бес сам по себе не имеет права овладеть человеком. Так устроил Бог. Если бы Бог не заботился и не запрещал бесу пленять человека, то мы все и уже давно были бы им захвачены и уничтожены. Сатана может прийти насильно либо к большому грешнику, либо по зову человека. Бесноватым, в норме, становится тот, кто нарочно приглашает беса в душу.
Есть блуд телесный, а есть блуд духовный. Душа, блудя духом, соединяется с сатаной, изменяя Богу. И бес почивает в сердце изменника как на троне. Бес не только живет в сердце блудника, но и защищает его от других бесов, как свой собственный дом. Вселившись в сердце, бес подчиняет себе человека и начинает им управлять, как марионеткой.
Вот, приходит человек и говорит:
— Батюшка! Ну, ничего не могу поделать с осуждением. Все понимаю, но как встречусь с людьми, так и понесло. Начали с рассуждения, а закончили осуждением.
А что тут непонятного? Ты во власти беса. Он так связал тебя, что ты не можешь пошевелить даже мизинцем. Бес осуждения – твой хозяин. Самый маленький бес победил тебя легко и просто. Не видно твой бесноватости? А зачем? Ты и без лишних усилий со стороны армии падших ангелов тихо и мирно скользишь в ад по наклонной плоскости. Ты каешься в грехах, причащаешься, а беса осуждения не прогоняешь из сердца. И он там живет припеваючи вместе с твоим причастием и покаянием. Ему даже не надо напрягаться на какие-то устрашающие шоу или извлекать из тебя собачий лай или пену. Они тоже экономят энергию. Ты, как полусухая муха в паутине, висишь вниз головой, и судьба твоя уже давно решена
Пьяницы вместо радости благодати принимают химическую бесовскую радость вина.
Любители богатства в ослеплении принимают в душу гордость, тщеславие и мамону.
Любовницы и любовники пьют сладкий яд из чаши блудного беса. И полностью находятся в паутине ада.
Свиноторговцы. Какая странная пара персонажей на сцене: бесноватый и сельские коммерсанты. Зачем драматург поставил их рядом, и что общего в них?
Бесноватость – это состояние, когда человек ставит на первое место не Бога, а беса, угождающего человеку. В этом смысле люди, жившие по соседству с гадаринским бесноватым и торговавшие свиньями — такие же бесноватые, как и этот псих пустыни.
Христос пришел в Десятиградие для того, чтобы показать на их примере два образа отпадения от Бога и служения сатане. Коммерсанты служили ему в области материальной – торговали грехом. А бесноватый, уподобляясь молитвенникам и постникам пустыни, служил сатане духом злобы, как монах беса.
И Христос противопоставляет этой паре пару праведниц. Марфа служила Господу материальным попечением. А Мария – службой духовной – вниманием и рассуждением.
Что же произошло с бесноватыми? Христос избавил их всех от бесов. Коммерсантов избавил от грешного бизнеса.
Лишившись работы, любой нормальный человек задумается о том, что же было не так в его бизнесе, и чем он не угодил Богу? Но нет. Жители Гадары не задумались. Они связали свои потери со странным учителем. Если бы не этот бродячий и опасный маг, то все бы осталось по-старому. А Бог? Что Бог? Царь далеко, Бог высоко. Подумаешь, свиньи, когда надо как-то выживать. Неужели Богу голодные дети лучше мертвых свиней? И жители города…прогоняют Христа.
Казалось, как так? Вот если бы мы увидели Христа, то никогда бы Его не прогнали. На словах. А так — и мы сами продаем Христа разным бесам, среди которых наши главные покупатели – бесы гордости, самолюбия, жадности, блуда и мамона.
А что произошло с евангельским бесноватым? Совсем другая история.
Как только он увидел Христа, так сразу закричал:
— Зачем Ты пришел мучить меня?
Да, Христос часто мучает всех нас. Постами, на которые мы выходим, как на горе и лютую борьбу. Молитвой, которая мучает нас бессилием и необоримым сном. Любовью, которая нам невыносима по причине нетерпимости для нашего беса, состоящей в умалении и смирении перед любимыми. Нашего беса корежит, когда мы принимаем святую любовь, описанную словами:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится,не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде..
Нам нестерпимо уступить в споре, невыносимо унизиться в прощении, даже если мы неправы. Нам невероятно трудно первыми протянуть руку в обиде. Мы, кажется, лопнем или умрем, если дадим первенство любимому человеку даже в самой малости. Нам кажется, что что-то сломается в самой сладкой глубине нашего сердца, если мы станем рабами любви. Рабами греха — ничего. А рабами любви – ужас.
Зато как легко, пламенно, зло и вдохновенно мы можем ненавидеть людей и говорить часами гадости! Когда приходит День Рождения, супруг едва разлепляет уста и едва его хватает на пару ласковых слов для любимого. Зато какое красноречие в брани. С какими художественными поворотами и великолепными обоснованиями мы выводим вину противника. Как богато мы украшаем зло своего сердца! Разве это не одержимость и не власть беса, души ей продавшейся? Естественно, Христос ее мучает. И не только Христос.
Такую душу мучают все. И она уходит в пустыню. Кто-то оказывается в одиночестве внешнем. И живет бирюком. А кто-то как ядовитый змий копит и сдерживает ненависть к людям в семье, ибо деваться некуда. Такой человек уходит во внутреннюю пустыню, выжженную злом.
Итак, Христос освободил бесноватого и коммерсантов от пут беса. С души одержимого спали путы и темная пелена, и он увидел свет, и душа его облегченно вздохнула. И несчастный, ощутив радость свободы, захотел тут же устремиться за Господом. Душа его точно связала этот прилив жизненных сил с Христом. Бесноватый словно вышел из тюрьмы на волю. Он, как человек, погрузившийся в мир духа, ясно осознал, что богатство мира лежит в том духе, который принес с собой этот Иисус.
На земле едва душа прикоснется любви Божией и уже от сладости Духа Святого бывает в восторге к любимому Богу и Отцу Небесному.
Бесноватого мучил не только один вид Бога. Его мучали и люди. Они, живущие плотью, думали обуздать больной дух путами земными. Они связывали несчастного цепями. Но что такое эти паутинки для могучего беса? Естественно, он удесятерял силы свой жертвы, и бесноватый рвал путы и обретал покровительство и защиту беса
Это не теоретическое изыскания. И среди нас есть люди, которые надеются прогнать злых духов внешними пассами. Вот, приходит мать и просит за пьяного сына:
— Ты помолись за него. Ты скажи ему. Ты отчитай его.
Охотно. Но ты подумай сама о том, что ты просишь. Он имеет волю пить? Имеет. Нам с тобой нужно эту волю сломать. Как? Можно попросить Бога, чтобы Он его освободил от его воли. Что это значит? Это означает, что волю можно связать либо материально, либо духовно. Связать материально можно, упрятав твоего сына в тюрьму, в психушку. Сделать его инвалидом. А как по-другому? Можно сломать сыну душу. Ты точно хочешь, чтобы он стал дураком и тогда уже не пил?
Плачет и говорит:
— Ах, батюшка! Так он мне душу проел. Так он меня убивает. И глумится надо мной, как бес. Так мне свет через него не мил, что я грешным делом думаю, что лучше бы он совсем помер. Одно изуверство от него. За то нам такие муки? За что мне этот ад в доме?
— Бог ведь нам не чужой. Он тоже хочет сыну спасения.
Представь себе: мы пришли в больницу и видим, что у больного таблетки, уколы и капельницы. Пошли к врачу и говорим: «Ты делаешь ему больно. Дай нам самим его полечить. Мы его любим и полечим духовно». «Лечите» — говорит добрый врач. Мы сняли капельницы, отменили уколы, выбросили таблетки в окошко. Ай, молодца! Теперь ему не больно. Хорошо мы его полечили? Нет. Он от нашего лечения совсем умрет.
Так и сыну. Мы-то все готовы отдать, чтоб он был здоров. А если ему это не надо? Все будет попусту или еще хуже. На нераскаянную и больную душу Бог налагает лечение с болью: уколы, капельницы и горькие таблетки. И ждет, что и она, как гадаринский бесноватый, утомится в своем зле. И тогда Бог придет, и через нас, и Сам Собой даст ему на минуту облегчение. Для того, чтобы вкусив свободы, он ДОБРОВОЛЬНО пошел за Христом.
Какой смысл снимать капельницы, если больной пойдет нездоровым по городу и убьется? Дай ему свободу и он во зле такого натворит, что ж лучше пусть лежит в больнице. И мы связываем несчастных своим глупым лечением и цепями предрассудков. Мы ничего не понимаем в жизни духа, если наивно полагаем спасение в формальных и материальных действиях в тех случаях, когда требуется духовная брань.
Отмолил бесноватого? Свозил его к Серафиму Саровскому? Что дальше? Это не просто так. Дальше еще труднее. Снял капельницы Бога? Так и веди его по жизни за руку и цели его своей заботой и молитвой. Не хочешь? Не лезь. Часто лечение требуется в течение всей оставшейся жизни. И без любви к больному, без того, чтобы душу за него положить, этого подвига не поднять.
У свиноторговцев другая история с Господом. Им нет дела до духа. У них произошла убыль товара. Так часто бывает, что за товаром души не видно. Бог трясет человека вместе с его товаром и ждет, что негоциант одумается, догадается, своим расчетливым умом, что неспроста все это. Увидит за бедой руку Бога.
И Господь дает такой шанс деревенским бизнесменам. На миг освобождает их от груза греха. Если начинать с нуля, так все равно с чего начинать. Начни с хорошего. Но если у бесноватого вздохнула душа, то у торговцев вздыхать оказалось нечему. И они гонят от себя Бога. И они правы. Бог с коммерцией не дружит. С трудами праведными Господь дружит, а с мамоной – нет. Либо Бог, либо свиньи. От Бога доход будет или нет, не факт, а свиньи — точно дело прибыльное. И они меняют свиней на Бога. Жители не могут отомстить Иисусу за убыток. Они боятся Его. И только просят уйти от них и не мутить им их грязное болото, в котором они существуют.
И вот составитель евангельских чтений предлагает для сравнения иную пару: попечительную Марфу и созерцательную Марию.
Мария – образ человека духовного, и в этих евангельских чтениях она соотносится с исцеленным бесноватым. Она, точно так же увидев Христа, освобождается от земных пут и услаждается единственным, что нужно на потребу души – словом Господним, которым всяка душа живится. Христос целый вечер беседовал с Марией, и до нас не долетело ни одного слова из их беседы. Как жаль! Впрочем, призови Господа — и Он и тебе так же все скажет нужное для твоего сердца. Как Он может не прийти?
Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
Марфа соотносится с жителями Десятиградия, которые из-за хлопот не могут поднять головы к небу и теряют утешение небесное. Мы не знаем, бросила ли Марфа свои тазы с казанами, черными чайниками, грязными кружками, полотенцами и швабрами и уселась рядом с сестрой, махнув рукой на гору посуды в мойке. Или, напротив, ворча, все перемыла, все приготовила и подала на стол в лучшем виде Господу, которому еда не нужна, и который питается словом Отца. Несомненно, что Христос, улыбнувшись и умилившись ее смирению, принял от ее рук и хлеб, и вино, и солило, как дар любящей души. И Марфа не согрешила заботой, и Мария угодила Богу любовью. И обе стали святыми.
Господь принимает и жертву мирскую, и жертву духовную, творимую в честь Бога. У Бога нет презренных профессий, кроме занятий грехом. Ему дорог и монах-созерцатель, и шофер-праведник. Ему дороги все люди. И Он однажды приходит дать каждому свободу. И бесноватому, и коммерсантам, и хлопотливой Марфе, чтобы она не закружилась с кастрюлями и тряпками и утеряла из виду небо. И пришел к Марии, чтобы она не заблудилась в духовном мире.
Вопрос только в том, как люди поведут себя после освобождения. Вспомнил о Боге? Приходи. Будь Господу другом. Нет? Уходишь? Уходи
Христос не погнался за сельскими бизнесменами со словами:
— Что мне сделать, чтобы вы пришли в храм? Может быть, вас кто в иерусалимском храме обидел? Может быть, первосвященник вам злой попался? Может быть, вам в храме просто скучно? Да постойте же! Я вам сыграю на свирели и спою печальные песни..
Нет погнался. Не стал играть на свирели. Не стал уговаривать. Уходишь? Ушел? Вольному воля, а спасенному Рай!
Ну, исцелим алкоголика, а что дальше? Будет сидеть перед телевизором, висеть в интернете, кушать жареную картошку, заниматься бизнесом и жить, как другие мирные безбожники, тихо едущие к духовной смерти вместе со своим телевизором? Так зачем тратить на него чудо, если был чесноком, а станет луком?
В жизни каждого из нас случались, случаются и будут случаться такие вот временные облегчения нашей участи, подобные явлению Христа бесноватому. Придет Бог и раздвинет над нами тучи бед. И мы увидим солнце.
Бесноватому даст свободу от беса, чтобы тот умилился тишине и доброму отношению с людьми.
Блудник вздохнет о небесной чистоте и оросит умершее сердце блаженством божественной любви.
Жадный человек на миг почувствует, что счастье от денег не зависит, и даже, наоборот, душе становится лучше, когда она жертвует.
Пьяница увидит, что люди лучше бутылки, а радости труда и семейной любви — мощнее иллюзии счастья, вызываемой вином.
Пришел Бог. Освободил человека. И что дальше? Примем ли мы благодать, как исцеленный бесноватый? Погрузимся в слово Божие и созерцание, как Мария? Или вздохнем о потере бизнеса, положения, чести, славы, денег, любовника и вновь устремимся ко греху, как свинопродавцы?
Бог всем нам дает шанс избавиться от коварных квартирантов нашего сердца — бесов. Он имеет власть их выгнать без нашего разрешения. И часто так поступает. А мы часто обижаемся на Господа и просим злых наших хозяев вернуться обратно.
Изгнание бесов — не редкость, а обычное явление. Оно часто происходит на искренней исповеди. А может и не происходить. Человек сделал вид, что покаялся, а на самом деле, только пожаловался на самого себя и даже не думал оставить своих привычек и своего зла. И подошел к Чаше и… не причастился. Ибо не очистил сердце, и не вошел в него Дух Святой. Принял на лжице Тело и Кровь, а Господь не вошел в него:
— Батюшка! Ну, ничего не могу поделать с осуждением. Все понимаю, но как встречусь с людьми, так и понесло. Начали с рассуждения, а кончили осуждением.
— Ну, как я его брошу? Он мне и сыну помогает.
— Неужели Богу угодно чтобы мои дети были нищими?
Бог не выдаст, свинья не съест. Вся история нашей веры свидетельствует о том. И царь Давид:
«Я был молод, и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба»
Наверное, мы просто не того просим, что есть у Бога. У Бога нет в кармане ни одного рубля. У Него только счастье на земле и блаженство на небе. Всего этого у Бога просили Марфа и Мария Удивительные слова нашел гимнограф, составивший молитвы Марфе и Марии, в которых раскрывается суть богообщения: что просить и что получать:
Ангелов и человек Царь и Господь, доброту душ ваших провидев и до конца вас возлюбив, во дни земной жизни Своея благословенный дом ваш посещаше и брата вашего Лазаря от мертвых воскреси. Мы же грешнии, таковое человеколюбное снисхождение Его.
Здесь мы видим условия, на которых Бог является душе:
— Ангелов и человек Царь и Господь, доброту душ ваших провидев и до конца вас возлюбив.
Значит, если будем добры перед Богом и людьми, Господь обязательно полюбит нас и откроется нам. И просветит, и освободит и обрадует. Мало того, Он еще и дарует по сердцу нашему:
благословенный дом ваш посещаше и брата вашего Лазаря от мертвых воскреси.
Не только освободит, но даст часть Своих прав. Например, воскрешать родственников умерших или больных душой: пьяниц, блудников или ополоумевших от денег и зла. При условии (см. пункт первый): мы останемся добрыми, созерцательными и трудолюбивыми на своем пути в Рай. И если наш спасаемый тоже хоть немного тоскует о Боге и Рае, то будет нам так, как сказано :
Любляше Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря и, веру их в грядущее Царствие жизни вечныя испытуя и утверждая, рече: сия болезнь несть к смерти, но к славе Божией.
Эти два Евангельских чтения очень оптимистичны. Мы убеждаемся в том, что Бог не дал и даст власти сатане пленить человека без воли человека. Бог уважает в человеке божественное свойство свободы. Ведь мы подобны Ему в главном – в любви и свободе! Бог никогда не сломает нашу волю против нашего желания. Невероятная божественная смесь любви, уважения нашей свободы и избирательная ненавязчивая помощь в счастье и спасении.
«Льна курящегося не угасит». Господь всегда уважит в нас свободную личность, вплоть до нашего выбора ада вместо Рая. Насильно мил не будешь. Если кто разлюбил, очень трудно его заставить полюбить снова. Да и нужно ли? Кого разлюбили, тот знает что это такое. Но нам дорого откровение, которое мы воспринимаем в этом чтении об обещании Бога никого не забыть и не оставить, в какую бы пустыню нас не завели наше сумасшествие, отчаяние и злоба.
На самом деле, все истории Иисуса обо одном и том же. Драматургия частей подчинена одному общему замыслу. Темы варьируется, но наполнение одно и тоже: Блудный сын, Отец и наш небесный дом – Рай сладости. Так и здесь. Бог дает блудным сыновьям шанс войти в дом Отца. И все им пользуются по разному, и Господь относится к ним по-разному. Бесноватому дает свободу. Свиноторговцам прощает и позволяет жить, как сами знают — без Бога. Марфино приношение приемлет. А Марии дает больше всех — чудо воскресения брата.
Недавно приходил человек и жаловался:
— Я – бесноватый. Бесы заели меня, а Бог не слышит! Ищу священника, который избавит меня от бесов. Пол-страны проехал. Никто не помог.
— Как не слышит? Ты думаешь, что Он настолько ветхий днями, что стал глухим? Наверное, ты так решил потому, что во время службы мы Его просим об одном и том же несколько раз в течении службы. Но это же не так! Он слышит каждое наше слово. Слышит и взвешивает наши слова. Иногда идет человек и видит букашку на оконном стекле. Берет и выпускает животинку в форточку. Разве букашка понимает, что с ней произошло? Ей кажется: вот, нашла туча, и ее выкинули в бездну. Так и с человеком. Не может человек понять всей глубины жизни и тайны Божиего промысла о нас. Не всегда понимает, но всегда сердится и пеняет Богу.
Ты как-то плохо думаешь о Боге, если равняешь Его по силе с твоими бесами. Будто бы Он ничего с ними сделать не может. Или, что того хуже думать, не хочет сделать. Все Он слышит и все Он может. Ты просто просишь того, чего у Бога нет. Или просишь того, что не можешь принять.
Это не мы должны упросить Бога что-то изменить в Себе ради тебя. А тебе нужно измениться самому. Бесноватый захотел измениться. Свиноторговцы — нет. А Бог-то для всех. Чтобы увидеть смысл действия Бога, нужно знать Его. А знать Господа может только чистое сердце.
Сила вмешательства в наши дела со стороны Бога и Его милость зависит только от нас самих и от нашей способности вместить в себя слово Божие. Ты совсем не бесноватый. Ты просто в кого-то верующий, но не в Христа Бога, если думаешь, что Господь тебя забыл и не любит.
Господь любит всех людей, но кто ищет Его, того больше любит. «Любящие Мя — люблю, — говорит Господь, — и ищущие Мя обрящут благодать» А с нею хорошо жить, весело душе, и душа говорит: «Господь МОЙ, я — раб ТВОЙ». (прп.Силуан Афонский)
Помолимся и мы Богу о том, чтобы Он знал о том, что как бы мы ни падали, в глубине нашего сердца мы все равно любили только Его. И чтобы наши падения были не от подлости или предательства, но только по немощи и по дурному затмению ума. И что мы всегда ждем и живем одной надеждой, что Бог никогда нигде не оставит нас. И на самом деле Он никогда не оставлял нас и был всегда рядом. И мы это прекрасно знаем. Потому что Он любит и всегда будет любить нас.