В нашей проповеднической традиции принято это место обходить иносказательно.
Во-первых, чтобы не обидеть спонсоров. А то еще уйдет из прихода. Принято рассказывать, что тут богатство имеется ввиду иносказательное. Что жертвование деньгами – самая примитивная форма милосердия. Надо обратить внимание на то, что все мы богаты, каждый по-своему, талантами и способностями, подаренными нам самим Отцом Небесным. И именно поэтому мы должны раздавать эти таланты, свое внимание, любовь и милосердие щедро словно деньги. Также упоминается, что от жажды денег страдают равно как богатые, так бедные. Одни от страха, другие от зависти.
Во-вторых, из-за коммунистического прошлого нашей страны. Уже это было. Убили богатых, подели на всех и остались вместо справедливости и благоденствия зависть, нищета и воздыхание в музее: Жили ж люди!
В-третьих, как-то страшен и опасен этот евангельский максимализм. Как это вот так взять все и раздать. А у меня семья, престарелые родители, оплата квартиры и неизвестность в старости. А вдруг болезнь и больница? Кто тогда мне купит лекарства? Деньги –дрянь, но в больнице их отсутствие может обернуться очень большой болью, уродством и даже смертью.
Все правильно, Но остается ощущение неполноты и даже фальши.
Честно вглядываясь в себя, в свою душу, мы не можем заметить в своей душе огромную жабу жадности. Что миряне? Даже батюшки. У них даже нищие не решаются просить денег на паперти. Конечно, нищих могут накормить, даже дать деньжат. Именно деньжат, чтобы отвязался. Конечно, нищенство сегодня – это все таки больше порок и болезнь. Паразитство и ожесточенный эгоизм лодырей. Кормление нищих оно и на милостыню не похоже – скорая помощь, а не лечение. Лечение профессионального нищенства – это мастер-класс. Тут похлебкой и тыщей не отделаешься. Но это другая тема, известная еще со времен ранней Церкви.
Честно вспоминая радость, приходящую с делами милосердия и радость, когда в руках лежат добытые деньги, нельзя не заметить, что полученные деньги успокаивают, поднимают настроение, приносят благодушие. Милосердие, также радует, но эта радость пронзает сердце, открывая окно на небо. И тогда слышен лучше голос Бога, сильнее небесная ностальгия. Радость жертвы приносит доброе беспокойство. Полученные деньги дают безопасную радость.
Как в песне времен СССР:
Ах, денежки,
Как я люблю вас, мои денежки,
Вы в жизни счастье, мои денежки,
Приносите с собой.
И ваше нежное шуршание
Приводит сердце в трепетание,
Вы лучше самой лёгкой музыки
Приносите покой.
Поэтому стяжание может показаться лучше. Но оно уводит от неба. Увы(
Жадность – это болезнь, с которой надо бороться всю жизнь. Это хроническая болезнь души. И если не лечить ее, она убьет душу. Отравит жизнь.
Причем жадность не только плотно закрывает дверь на небо, она отравляет душу и при виде чужого благородства. Она старается унизить чужой порыв любви.
Однажды в доме у знакомых пропали деньги. Стали расследовать. Оказалась, что по версии дочери, она отнесла их одной тетеньке при церкви у которой не было теплого пальто. И тут возникло два варианта. Первый – не верить и наказать. А второй, родился от мысли: Что ты скажешь Богу, если накажешь, а она в самом деле принесла Ему дар? Эта мысль победила. Более того, я задумался о том, что жадность все видит в кривом свете.
Как правильно замечают, нищета и богатство – это не деньги, это самоощущение. И добавим больше:
Жадность – это болезнь.
Тяжелые болезни лечатся не разом. Из года в год принимаются лекарства мало-помалу. Лекарство от жадности – это молитва и милосердие. Молитва укрепляет душу благодатью, о которой говорит Иоанн Златоуст в пасхальном послании, когда пишет, что Господь и «предложение хвалит и намерение целует». Милосердие же мало по малу открывает мир радости более чистой и светлой. Душа входит во вкус и сама уже ищет, где бы и кому помочь и не ждет звонков о помощи.
Смелость нужна не только на войне. В жизни она тоже похвальна. Не надо бояться остаться без денег. Не надо бояться, что тебе сядут на шею просители и любители дармовщины. Потому что боящийся не совершенен. А смысл нашей жизни в любви. Страх — это недоверие Богу, обидное и оскорбительное.
Нищета или богатство вещь безразличная. Как у правильно замечают, нищета и богатство – это не деньги, это самоощущение.
Евангельский максимализм – это не плохо. Евангелие не говорит о нищете как наилучшем образе жизни.. Нищета или богатство вещь безразличная. Как электричество, автомобиль или компьютер. Богатство, как езда на автомобиле может быть опасно.
Назначение богатого – быть небесным бухгалтером. Ведь ум, здоровье, трезвость, рассудительность богатый не нашел на улице. Все это ему дал Бог. А он принимая эти фантики и дары, должен это распределить с любовью между теми, кто не умеет пользоваться деньгами. Конечно себе надо оставить, но главное не забывать что ты – только бухгалтер. Много дано, но и много спросится. Зачем тебе кий за 4000 евро, пять ведер устриц или еще один дом в Испании?
И нищета может сокрушить и изуродовать душу. В нищете нет никакого прока и достоинства, если она не ради Бога.
Любовь –животворит, плоть не дает ничего. Мы ведь живем для любви. А смысл нашей жизни не в том, о чем поет Буба Кикабидзе, что мои года – мое богатство, а том, что душа как птица, перелетала бы с ветки на ветки, все ближе и ближе к верху древа жизни, поближе к небу, чтобы, когда придет смерть, это небо оказалось ближе.
Еще раз вспомним этот момент Евангелия.
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне?
ТОГДА Иисус посмотрел на него с любовью! Представь на себе взгляд Бога, полный любви. Что тогда бы было с сердцем? Ведь в шаге стоит Бог и протягивает свою руку. Поразительно как юноша смог выдержать этот взгляд, завести руку за спину и даже отойти.
На Кипре есть могила Лазаря четверодневго. На камне написано:
Юноша возможно и так спасется, но…
Что напишут о нас не на камне, а в Книге жизни?
Читайте также: