В наступающее воскресенье мы вспоминаем блудного сына из евангельской притчи. Протоиерей Андрей Лоргус предлагает вспомнить и о другом ее герое — отце.
Мужская книга
Примеров того, как человек уходит из Церкви «на страну далече», много, но они не совсем подходят под эту притчу. Скорее, об этих людях можно сказать, что они стоят на пороге, не входя в Церковь, потому что хотят жить на широкую ногу, не имея ограничений.
Но в притче о блудном сыне я люблю совсем другое. Для меня в ней важнее всего отец. Я бы и назвал эту притчу «Об отце», а не «о блудном сыне», потому что роль первого здесь важнее, чем второго.
Обратите внимание: в Евангелии нигде Господь не говорит притчу о матери, а только об отце. Евангелие – книга отцовская, а не материнская, оно вообще говорит больше о мужчине, чем о женщине.
Сверхъестественное материнство
Материнство как таковое – это феномен совсем не Евангелия, а нового времени и того феминистического искажения, которое претерпело представление о христианстве.
Я думаю, это связано с тем, что материнство – это естественная, природная функция человека, в нем нет никакого духовного направления, кроме одного: когда Мать отдает Своего Сына на страдания — то есть когда Богородица, стоя у Распятия, смотрела, как Его прибивают, распинают, мучают. И подвиг Ее в этом и заключался. Она не препятствовала Своему Сыну встать на мужской путь, путь Страстей, и пройти им до конца.
Вот это — сверхъестественное материнство. Это — материнский духовный подвиг: не вмешаться, не пытаться защищать Сына, не пытаться Его оторвать от Его призвания.
Но это уже история совсем не о блудном сыне. В этой же притче мне кажется важным раскрыть тему отцовства, потому что именно отец здесь проявляет любовь, которая превыше всякой другой.
Любовь зрячая
Материнская любовь природная. Мать любит свое чадо, которое выносила под сердцем, который жил в ее утробе девять месяцев, с которым она настолько близка, как ни с кем другим не может быть. Это кровная, внутренняя, плотская связь. Любовь отца совсем иного рода. Она зрит далеко: отец, отпуская сына, предвидит, как тот может использовать его наследство, заработанное долгими и тяжелыми трудами, он предвидит огромную трату имущества. Он предвидит глупости, ошибки и падения сына.
Он предвидит не только это, но и измену себе, отцу. Его сердце обливается кровью — но он отдает сыну волю, власть, средства. Он его отпускает.
И затем он не только не осуждает сына, не только не обличает его: «Ты такой-сякой, теперь ползи на коленях передо мною, зализывай, так сказать, свою вину!» — он бежит ему навстречу, не спрашивая ни о чем, он его целует, он его поднимает и говорит, что он, как наследник, достоин кольца (то есть власти), лучших одежд и пира. А в ответ на упреки другого сына отец говорит: «Так он ведь умер и воскрес!».
Он говорит старшему сыну не о том, что было до покаяния младшего, а о том, что есть теперь — он был мертв, а теперь жив. Он говорит об этом воскресении: «Это же самое важное! Он восстал, и я его люблю».
Это безусловная мужская отцовская любовь. Это любовь зрячая. Отец все понимает и знает про сына. Именно такая отцовская любовь, а не материнская любовь Богородицы — образ Божьей любви.
Чтобы увидеть любовь
Христос придумал эту притчу для нас, чтобы мы увидели эту любовь. Он рассказал ее, чтобы мы понимали, как Отец Небесный относится к нам, как Он нас любит, несмотря ни на что.
Притча – это вымысел, миф, с мощной нравственной, духовной силой. Слушая притчу, мы вступаем в ее глубочайший смысл — мы можем сопереживать и сочувствовать героям.
Притч в Евангелии несколько десятков, и это замечательные литературные произведения. Христос – удивительный рассказчик. Он говорит великолепным литературным языком, емко и лаконично, и большая часть всех Его притч вошла во все языки поговорками и пословицами. Каждая из них мудра и необыкновенно глубока и многослойна по смыслу. Их можно анализировать … по разному.
Также и эта притча. Мы ее называем о блудном сыне, а мне она кажется притчей о величии радостной и неосуждающей любви отца.
Пир для сына
До сих пор многих удивляет пир, который он приказал совершить по поводу того, что пришел грязный, оборванный, изголодавшийся, нищий сын. Потому что Он не смотрит на грехи, Он не смотрит на грязь, Он не смотрит на внешний вид. Он даже не очень слушает слов сына.
Для Отца важно одно – сын пришел.
И вся притча говорит нам о том, что неважно, какими вы придете. Главное, что вы сами пришли к Богу. А уже Он сделает для вас все: даст вам и власть, и деньги, и одежду, и устроит Пир ради одного только вашего прихода.