Публикации по «еврейскому вопросу» часто оказываются на первых полосах как светских, так и церковных СМИ. Конечно, в разных контекстах. Но зачастую именно православные люди оказываются виновниками серьезных конфликтов и дискуссий на страницах газет, журналов, Интернет-форумов, да и просто в реальной жизни. Одни доказывают, что евреям досталось поделом, ведь они распяли Христа. Оппоненты парируют, что за многовековую историю они выстрадали свою веру и уже понесли наказание.
Недавно в Интернете мне пришлось наблюдать ожесточенный диспут между христианами по «еврейскому вопросу». Консенсус был найден, но, к сожалению, очень своеобразный: все извинились друг перед другом и стали друзьями, но это была дружба против… И объединившись, православные в едином порыве накинулись на иудеев. Всех. Без исключения. Забыв об очень серьезных вопросах, с которых, собственно, и началась дискуссия. Самое парадоксальное, что окончание диспута совпало с его началом: один из читателей форума задал те же самые вопросы! Я ответил этому человеку с глазу на глаз, но решился вынести его вопросы и свой ответ на страницы альманаха, потому что подобные диспуты возникают очень часто и тогда люди видят Христа через призму именно наших ответов…
Анна, 28 лет, Москва:
Мои родители, все мои родственники исповедовали иудаизм, и, наверное, я была первой в своей семье, кто принял крещение. Поэтому, поймите меня правильно, я испытываю комплекс вины перед родней. Мне хотелось бы точнее узнать то, что меня давно уже волнует в связи с принятием христианства и дальнейшего отношения с семьей.
Христос стал исполнением Закона и Пророков, в первую очередь, именно для иудеев, которые были единственным народом на земле, знавшем о Его грядущем пришествии, и ждали Его на протяжении всей своей трагической истории. Иудаизм был единственной монотеистической религией, и, окруженные язычеством, они все же сумели сохранить свою веру. Да, они не узнали в Иисусе Христе Мессию, распяли Его, но, правильно ли я понимаю, что вы считаете справедливым обвинять в этом современных евреев и говорить: все то, что происходило с ними эти 2000 лет – поделом?
Но ведь речь идет о страданиях не придуманных, а людях абсолютно живых и честных в своей вере. Справедливо ли оспаривать их богоизбранность, ведь она заключается в том, что Бог Отец обратился именно к ним и через них явил Свои чудеса и откровения. Если христианство – прямой наследник иудаизма, то, может, все-таки стоит относиться к иудаизму с определенным почтением, по крайней мере, с терпимостью?
И вообще, можно ли быть христианином и не быть антисемитом? Не ненавидеть верующих евреев? Когда речь заходит о них, любой разговор заканчивается так: Они Христа распяли, поэтому получили и еще будут получать… Так им и надо…
У митрополита Антония Сурожского есть слова о том, что если христианин хочет быть миссионером и достучаться до других, он должен не разгромить их веру, а, наоборот, собрать крупицы правды, крупицы Божьего Откровения, которые в ней есть. Почему же в отношении иудаизма это должно быть по-другому? Почему такая нетерпимость? Что это? Отношение поколений?
Ответ:
История еврейского народа действительно трагична. Но трагедию эту я понимаю и разделяю. Господь вел евреев и продолжает вести. Иначе невозможно объяснить то, что с ними происходило до Рождества Христова, но, особенно, то, что происходит последние 2000 лет. В 70 году будущий император Тит разрушил Иерусалим и уничтожил даже формальную государственность Иудеи. В 132 году начинается восстание кандидата на звание Мессии Бар-Кохбы. Подавив его, император Адриан вообще изгоняет евреев из Палестины.
Любой народ на их месте ассимилировался бы, исчез с лица земли, но евреи сохранили свою веру, свои традиции, пронесли их через невероятные трудности и в итоге, почти через 2000 лет (!), в 1947 году, восстановили национальное государство. Все это поразительно. Фридрих II как-то сказал: «Покажите мне еврея, и я скажу вам, что Бог есть». Несмотря на то, что он сам был безбожником, это очень верная интуиция. На еврейском народе, безусловно, лежит печать богоизбранности.
Но не надо путать еврейский народ с его учителями. Если посмотреть Евангелие, то внешняя канва событий – это один большой и непрекращающийся конфликт не между евреями и Иисусом, а между Ним и религиозными вождями Израиля. Все обличения Христа были направлены против них, а не против народа. По-моему самый яркий ответ на вопрос, почему большинство израильтян не узнали своего Мессию, находится в 23 главе Евангелия от Матфея. Господь говорит им: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13).
Действительно, большинство людей всегда идут за своими учителями (на то они и учителя). Но те — своим толкованием Библии и Закона закрыли ученикам доступ к Воплощенному Богу. Например, даже при огромном желании я никогда не смогу поступить в исторический вуз, если школьный учитель будет обучать меня истории по «учебникам» А.Т. Фоменко.
Нечто подобное произошло с древним Израилем благодаря его религиозным учителям, и продолжается до сих пор, благодаря таким «учебникам», как глумливые средневековые сплетни о Христе и христианах. (Пересказывать их не поворачивается язык, а интересующихся можно отослать к такому «киношедевру», как «Код да Винчи»). Каким образом религиозные учителя толковали Закон, почему они, по словам Христа, закрыли людям вход в Царство Небесное – это тема для большого, отдельного разговора. Речь сейчас не об этом.
Те, кто ходил с Иисусом во время его земного служения, те кто узнал в Нем обетованного Мессию, а потом увидел в Нем Бога – Творца вселенной – это то активное и открытое Богу «малое стадо», которое есть в любой религии. Отношение христианства к трагедии еврейского народа лучше всего выразил бывший гонитель христиан, религиозный учитель Израиля Савл, ставший Павлом – величайшим апостолом язычников: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования…» (Рим. 9:1-4).
Удивительно, но сказал это человек, который после обращения ко Христу, всю свою жизнь боролся против иудейского толкования Закона, то есть против иудаизма, который силился проникнуть в христианство в виде обрезания и исполнения ритуальных предписаний Моисеева Закона.
Я верю, что Бог ведет еврейский народ, ведет его ко Христу, Которого они не узнали. Тот же апостол Павел произнес об этом пророчество: «… ожесточение произошло в Израиле до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25). То есть в конце мировой истории Израильтяне все-таки увидят в Иисусе Христе своего Мессию.
Но конец мировой истории наступил во Христе, в Котором исполнилась полнота времен, и в Котором «нет ни эллина, ни иудея». Всю историю христианства многие евреи входили в эту полноту, становясь мучениками и святителями, гимнографами и преподобными Церкви. А XX век можно назвать веком массового обращения еврейского народа ко Христу. Борис Пастернак, Александр Галич (Гинсбург), протоиерей Александр Мень, новомученик священник Михаил Шик, многие священники, апологеты и богословы православия — всё это лишь вершина айсберга.
Церковь Божия — это Церковь всех, и евреи, равно как и другие народы, вносят свою лепту в свидетельство её святости. И даже такое небесспорное с аскетической точки зрения, но знаковое явление как харизматическое движение евреев за Иисуса показывает, что в Израиле происходит некий глубинный сдвиг, определенный поворот ко Христу, в Котором евреи – носители иудейской религиозной традиции — увидели Мессию.
С этой точки зрения, было бы крайне важно, чтобы в России было хотя бы несколько храмов, где время от времени совершались бы богослужения на иврите. Священники, владеющие этим древним языком, есть, возможность совершать такие службы имеется. Было бы правильным выйти навстречу этой древней культуре с теми дарами, которые во многом стали возможны именно благодаря ее удивительной устойчивости и сопротивляемости ко всем языческим вирусам ветхозаветной эпохи. Богоизбранность — это и есть, собственно, прививка данных качеств, которая имеет свойство передаваться по наследству из рода в род. Бог Свои благословения назад не берет. Поэтому я до сих пор называю евреев «богоизбранным народом».
Автор: Роман Маханьков. Миссионерский альманах ПСТГУ «Призвание».