На старинных фресках и гравюрах он выглядит впечатляюще: хвост, рога, копыта…
В те давние, наивные средние века людей впечатляли клыки и запах серы. Сейчас больше всего впечатляют швейцарские часы на запястье, лимузин, костюм от Бриони и запах дорогого одеколона. По моему скромному, но глубокому впечатлению, черт отложил в сторону морально устаревшие вилы и занялся геополитикой.
Вчера после мессы в маленьком итальянском городке в Ломбардии местный священник рассказал мне, что в сельской школе по соседству на перемене подрались две девочки из Восточной Европы. Их семьи давно перебрались в Италию, малышки еле говорят на своем языке, но имеют очень четкие взгляды на геополитику. Реализация этих взглядов предполагает одно: драку.
Точно такая же драка происходит в головах у сотни моих реальных и сетевых знакомых, в голове у моей старенькой мамы, у моих интеллигентных коллег по Московскому Университету и не вполне интеллигентного водопроводчика, который чинит кран на моей кухне под бурную геополитическую лекцию.
Каждый из перечисленных выражает свою позицию разными словами. Но одно объединяет их всех: они мыслят масштабными категориями. Большими идеями, народами, религиозными деноминациями, процентами населения. Вероятно, у меня слишком развито воображение, но эти аргументы, на мой вкус, отчетливо попахивают серой.
Необходимо, к примеру, бомбить какую-нибудь страну на востоке. Да, там есть «процент христианского населения», но это же не слишком большой процент. А остальная часть населения просто упоминания не стоит.
Необходимо, например, принудить к миру какое-нибудь государство. Неважно, как оно называется. Переговоры – дело долгое и нудное. И главное – по масштабам воздействия не сопоставимое с ракетами.
Необходимо организовать вывод «мирного населения» через гуманитарные коридоры из зоны еще одного конфликта. Это даже кажется гуманным. Пока «черти» в дорогих пиджаках решают проблемы МАСШТАБНО, население сможет «отдохнуть» в палаточных лагерях. Там и еду привозят. И воду. В цистернах.
У меня есть старенькая соседка. Она совершенно одинока, и мы опекаем ее по мере сил. Лекарства, продукты, разговоры…
Ей сильно за 70. Когда на улице тепло и не скользко, она тщательно собирается и отправляется в путь – в поликлинику или соседний магазин. Это дорога со многими препятствиями. Автобус с высоченными ступенями. Неровный асфальт. Высокие бордюры. Усталость и боль после каждого шага. Один пакет молока, а не два – тяжело. Яблочки – три штуки. Больше не дотащишь. Дома у нее стоит любимая кровать – высокая. С низкой не встанешь, ноги болят. Врачи, лекарства, сериалы по вечерам. Старость, мало веселого.
Вот о ней, о своей Вере Михайловне, я думаю все время, когда слышу про «гуманитарные коридоры» и «мирное население». Боюсь, политические взгляды моей соседки так же далеки от совершенства, как ее коленные суставы, сердце и показатели сахара в крови. Но это она и есть «мирное население», и, случись что, ей до этого самого «коридора» попросту не дойти.
А пишу я все это для того, чтобы сделать один простой и незамысловатый вывод.
Те девочки непременно помирятся. Когда вспомнят о своих детских секретах, любимых книжках и фильмах.
Моя мама и мои коллеги вспомнят общие праздники и общие болячки, юность, походы, первую любовь, у которой были только очи да кудри, а национальности не было…
Кто-то пожалеет больного ребенка и несчастную старуху, попавшую не в тот «процент» со своим «неправильным» вероисповеданием.
Все это будет возможно, если мы попробуем посмотреть на человека так, как смотрит Христос – на КАЖДОГО. На бестолкового, напуганного, агрессивного, злого, но неповторимого и единственного.
Если не получится – боюсь, нас сожрут геополитики.