От редакции: как и планировалось ранее, мы начинаем публикацию откликов наших читателей на тему: «Что надо изменить в современном образовании?».
Как, наверное, 99% участников обсуждения проблем образования, мне придется исходить из личного опыта. А личный опыт говорит о том, что одна из самых больших проблем современной школы — это ее оторванность от университетской системы образования.
Раскрою свою мысль. В школе человеку дают определенный набор знаний, но чаще всего в спешке, лишь бы уложиться в программу.
Что же мы получаем в результате?
Из-за нехватки часов упускаются некоторые важные аспекты предметов. Вследствие этого учащийся не видит целостной системы предмета, и часто учеба фактически сводится к зубрежке.
Обстоятельства сложились так, что я училась в пяти школах. Хорошо помню, что пропуски тем из-за нехватки часов имели место не только в таких предметах, как, например, биология или история, но и в математике, где пропуск практически любой темы имеет весьма ощутимые последствия для всего дальнейшего изучения предмета. В школе не учат самому главному — УЧИТЬСЯ, не учат системному мышлению. Попадая в систему вузовского образования, человек становится перед необходимостью самостоятельно осваивать огромные объемы материала. (Впрочем, с горькой иронией я вынуждена констатировать, что при условии принятия нынешних поправок в закон об образовании, студентов вузов можно будет заносить в Красную книгу. По всей видимости, в стране наблюдается острый дефицит дворников, уборщиц, почтальонов и продавцов на рынке.)
Я с отличием закончила провинциальную школу, у меня никогда не было проблем с гуманитарными дисциплинами, но поступление в московский вуз поставило передо мной серьезную проблему: мне было крайне тяжело перестроить свое восприятие изучаемых предметов.
Приведу наглядную аналогию. Мне пришлось научиться смотреть на структуру курса в двух плоскостях: и «сверху», как на шахматную доску с расставленными на ней фигурами, и на уровне фигур, т.е. ориентируясь в мелких подробностях. Навык рассмотрения предмета в первой плоскости у меня практически не был выработан. На мой взгляд, методика и практика освоения больших объемов материала также должны даваться в школе. Я уже не говорю об элементарном навыке быстрого конспектирования, из-за отсутствия которого мучаются очень многие студенты-первокурсники.
Кроме того, в моем учебном опыте разительно отличались требования в оформлении рефератов и сочинений в школе и в университете, что тоже создавало немало трудностей.
Так почему же нельзя сделать некую единую систему требований в школе и вузе, начиная, к примеру, со старших классов школы? Что плохого в том, что, придя в высшее учебное заведение, человек не должен будет ломать голову над тем, как правильно оформить библиографию, в чем заключается разница между источниками и литературой, как должен быть построен реферат?
Не менее серьезной проблемой, на мой взгляд, является разрыв между начальной и средней школами. Не знаю, как обстоят дела сейчас, но вспоминая украинский учебник биологии 1998 года издания, хочется просто схватиться за голову от обилия научных терминов, которые сваливались на голову бедного 11-летнего ребенка, не так давно еще ученика начальных классов. Если уж на сегодняшний день не избежать «умных слов», необходимо думать над тем, как сделать восхождение к ним плавным, постепенным. В сущности, «заваливание» человека непонятными терминами не дает хороших результатов, потому что сами термины в большинстве своем оказываются непонятыми. Ведь каждая новая тема оказывается все более и более сложной, чем предыдущая.
Увы, принципы обучения в советской школе были незаслуженно забыты с наступлением перестройки: в советской школе умных слов было значительно меньше, а знания, как ни странно, были значительно крепче. Да оно и понятно: есть принципиальная разница в знаниях, полученных путем зубрежки (к чему, увы, приходилось прибегать) и в знаниях, основанных на понимании.
Ну, и, наконец, последняя глобальная проблема, на которую я хотела бы обратить внимание, это проблема психологического состояния учителей и учеников.
Согласитесь, даже самое лучшее изложение предмета может сильно нивелироваться криками, швырянием тетрадей и классного журнала и прочими «особенностями характера». Безусловно, значительное влияние имеет и финансовая стороны вопроса. Размер зарплаты учителей, врачей, научных сотрудников и военнослужащих — это не только позор нашего государства, это еще и показатель отношения к столпам жизни в любой стране. При нынешнем положении дел нелишним было бы создание системы квалифицированной психологической помощи учителям и ученикам. Не секрет, что неврозы и иже с ними — это очень частое явление среди учителей, которое мучает не только самого болящего, но и пагубно сказывается на его близких, учениках и вообще всех, кто с ними контактирует.
Состояние современных детей – это отдельная и очень грустная тема. Система грамотной психологической помощи не только не противоречила бы принципам светского государства (собственно, равно как и православной вере), но и помогла бы в решении массы проблем современных школьников — от трудностей в восприятии материала до проблем во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и самим собой.
Читайте также: