Почти половина россиян верит в чудо, и о реальном опыте встречи со сверхъестественным говорит каждый третий из опрошенных.Таковы результаты всероссийского опроса службы «Среда». Их комментирует профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Осипов:
Тот факт, что те, кто регулярно подходят к Причастию, чаще говорят, что верят в чудо, и чаще сталкивались с необъяснимым, в большой степени можно объяснить их неправильным пониманием происходящего за Литургией. Они чисто по-католически верят, что вино и хлеб превращаются в Плоть (Тело и Кровь) Христову, то есть верят в то, что очень верно выразил А.С. Хомяков, в «атомистическое чудо». Православное святоотеческое понимание этого таинства адекватно точно выразил святой Иоанн Дамаскин, который сказал: «Хлеб Общения (Евхаристии) не простой хлеб, но соединенный с Божеством». То есть за Литургией происходит не исчезновение хлеба и вина, но их соединение с Божеством Христа. Но поскольку всё соединенное с Божеством Христа является Его Плотью, то и хлеб и вино Евхаристии, не изменяясь материально, также становятся Его Плотью (Телом и Кровью). То есть никакого материального чуда в Евхаристии не происходит, но совершается нечто неизмеримо высшее — таинство духовного порядка, в котором верующие причащаются Самого Христа.
Но, так или иначе понимая Евхаристию, верующие, тем не менее, верят все-таки именно в чудо. А вера в одно чудо может, естественно, повлечь за собой веру и в возможность других сверхъестественных явлений. И здесь часто люди просто не знают границ.
Молодежь реже верит в чудо — по легкомыслию; люди старше 50-ти — по инерции советского атеистического воспитания.
Читайте также:
Вера в чудо и опыт встречи со сверхъестественным — всероссийский опрос службы «Среда»
Игумен Сергий Рыбко: Настоящее чудо нужно заслужить
Рушан Аббясов: С точк зрения ислама в устройстве земли и ее обитателей уже есть величайшее чудо
Николай Сванидзе: Самым бедным больше ничего не остается как верить в чудо