В эти дни в Новоспасском монастыре Москвы находится ковчег с десницей покровителя воинов великомученика Димитрия Солунского, привезенный в Россию из греческого монастыре Панагия Довра митрополитом Верийским и Наусским Пантелеимоном (Элладская православная церковь). По словам наместника Новоспасской обители епископа Воскресенского Саввы, за первые пять дней христианской святыне в Москве поклонились уже более 20 тысяч верующих, и паломничество в монастырь к мощам Димитрия Солунского продолжается. О значении этого святого для верующих Русской православной церкви и о том, какое влияние оказывал Димитрий Солунский на российскую историю на протяжении веков, РИА Новости рассказал кандидат богословия, завкафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей Светозарский.
— Алексей Константинович, известно, что мощи Димитрия Солунского сейчас находятся в Салониках, на родине святого Димитрия. Всегда ли они пребывали там? Можем ли мы говорить о подлинности этих мощей, часть которых сейчас доставлена в Москву?
— Да, о подлинности мы можем говорить абсолютно точно. Во время османского завоевания, а именно в 1493 году, храм, в котором находились мощи, был превращен в мечеть. Тем не менее, христиане имели право и привилегию поклоняться этим мощам. А те части мощей, которые оказались в руках у крестоносцев и потом пребывали в Италии, в 1978 году возвращены с большим почитанием в храм святого великомученика Димитрия в Салониках. Великомученик Димитрий – святой покровитель города, греки его очень чтут.
— На Руси испокон веков святого Димитрия Солунского почитают как покровителя воинства, его защиты просили великие полководцы на протяжении многих веков. Известно, что Дмитрий Донской, чьим небесным покровителем был Димитрий Солунский, одержал решающую победу на Куликовом поле. В каких еще сюжетах русской истории мы можем наблюдать непосредственное влияние святого Димитрия Солунского?
— Нет ничего удивительного в том, что святой Димитрий так почитался наряду с великомучеником Георгием, который тоже был святым воином. Ведь князья ощущали сами себя как воины, на них смотрели как на воинов, справедливых судей. Вот каким был князь в те достаточно патриархальные времена, и этому образу нужно было соответствовать. Мы видим, что целый ряд наших князей и даже государей, так как это оказалось довольно продолжительной традицией, называли своих сыновей, в основном первенцев, именем Димитрий. Это Юрий Долгорукий, это Александр Невский, это Иван Красный, чьим сыном как раз был будущий Дмитрий Донской, это Иван Грозный, у которого было два сына Дмитрия, это Алексей Михайлович.
Что касается почитания, то оно очень раннее, домонгольское. Скажем, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, прозванный так за многочадность, за большую семью, носил христианское имя Димитрий. Была такая традиция, что князья сохраняли громкие грозные славянские имена, но при этом имели, естественно, имена христианские, крещальные. Он добился того, чтобы на Русь были принесены реликвии, связанные с именем святого Димитрия Солунского. Это сорочица (сорочка, нижняя одежда – ред.) и образ святого, написанный на гробовой доске. Об этом, по крайней мере, говорит летопись, и образ этот был мироточивым. Считается, что впоследствии он оказался в Успенском соборе Московского Кремля, хотя сам красочный слой там гораздо более поздний, но доска действительно древняя.
С именем Всеволода Большое Гнездо также связано строительство Дмитровского собора во Владимире. Это замечательный храм, замечательный памятник нашей архитектуры XII столетия, который до сих пор сохранился.
Дмитровский монастырь был основан сыном Ярослава Мудрого – Изъяславом — который в крещении носил имя Дмитрий.
Что касается Дмитрия Донского, то есть один замечательный момент – ведь надвратная церковь Троице-Сергиевой Лавры была основана именно в честь этого святого, который таким образом призывался быть хранителем этой обители. С ним же связано установление Дмитровской родительской субботы — дня поминовения воинов, павших на Куликовом поле. Хотя некоторые исследователи говорят, что эта родительская суббота была призвана заменить языческое поминовение умерших предков, одно другому не мешает. Церковь могла ставить перед собой такую цель, но все-таки, в первую очередь, это было связано с небесным покровителем Димитрия Донского — великомучеником Димитрием Солунским.
— Димитрий Солунский является покровителем воинства, всех защитников. Обращаются ли к нему с молитвой не только о внешней защите, но и об укреплении защиты души, о помощи в борьбе внутренней?
— Конечно. Святые, которые своими страданиями прославили Бога и засвидетельствовали свою веру в Спасителя страданиями и мученической смертью, имеют особую благодать, и не случайно они так почитаются. Я не думаю, что сегодня в тех же Салониках народ, который массами стекается к святым мощам Димитрия Солунского, молится о его помощи в делах военных. Конечно нет, к нему идут люди с самыми разными нуждами. По благочестивой традиции мы видим возле мощей привески, сделанные из серебра, изображающие, например, части тела, исцеленные по молитвам великомученика Димитрия. Его почитание гораздо шире, чем покровителя военачальников.
— Принесение мощей святого Димитрия в Москву приурочено к 70-летию Великой Победы над фашизмом. По словам наместника Новоспасского монастыря епископа Воскресенского Саввы, этот юбилейный год открывается именно принесением десницы святого на русскую землю. Почему выбор пал именно на эту святыню, по вашему мнению?
— Существуют некоторые опосредованные исторические связи: святой Димитрий Солунский был небесным покровителем Димитрия Донского, и в годы Второй мировой войны существовала танковая колонна, созданная на средства, собранные православными христианами и носившая имя великого князя.
В любом случае, это знаменательно – приносятся мощи святого воина. Мы можем укрепиться и почерпнуть его благодати.