Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео
На утрени величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в Вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне».
«Воскресение Христово» не поётся. Происходит освящение верб, оттого в простонародье называется Вербное воскресенье.
Таковы некоторые особенности праздника на Всенощной.
На литургии входное: «Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог — Господь и явися нам». В Евангелии говорится о том осле, который был предназначен для Господа. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ восклицал: Осанна Сыну Давидову, благословен Грядущий во имя Господне.
Когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: кто это?
За литургией Евангелие рассказывает о вечери, которую приготовили Христу, там были и Лазарь, которого Христос воскресил из мертвых, там была и Марфа, которая служила, а Лазарь был одним из возлежавших на вечери. Мария взяла фунт нардового чистого масла, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса Христа и отерла своими волосами, и дом наполнился благоуханием. Иуда Искариот вознегодовал и сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим. Сказал это потому, как замечает Евангелие, что он был вор. Иисус’ вступился за Марию и сказал: оставьте её, она сберегла это на день погребения. Это было в Вифании, туда стал стекаться народ. Первосвященники положили убить и Лазаря вместе со Христом, потому что ради него многие веровали в Христа. На другой день после вечери Господь пошёл в Иерусалим. Вот Он на осле, народ восторженно встречает Христа.
Так описывается в Евангелии вход Господень в Иерусалим.
Что мы имеем здесь: Вечерю, Лазаря на вечере со Христом, Марфу служащую, Марию, отирающую своими волосами ноги Христа, восторженных людей и первосвященников, и Иуду, замышляющих коварное убийство.
Так было 20 веков назад. Сейчас — торжественная служба и вот мы с ветвями. Это внешняя сторона. Внутренняя, за Всенощной скрывается внутренняя. Христос знает, что близок Его час, когда эти восторженные люди, так прославляющие Его, в скором времени закричат: распни, распни, и как восторг трудно удержать, так и ярость. Но пока всё торжественно, земное дело окончено, достигло своего апогея, осанна в Вышних, благословен Грядый во имя Господне. Величаем Тя, Живодавче Христе. Христос грядет. Предстоит самое трудное и ответственное — Страстная Седмица. Страдание на кресте, распятие…. Только при сознании того, что впереди так трудно будет, можно отбросить земную славу, на которую так падки все люди. Для Христа земная слава не нужна, Он показывает, что и нам она не нужна, потому что у каждого впереди последние страдания и смерть. Кто воскреснет, кто достигнет воскресения из мертвых, никому не ведомо. Мы стоим перед такой земной славой, после которой наступают страдания, и, выдерживая страдания, человек получает небесную славу.
Что сказать на всё это вот нам, собравшимся в храме Божьем. Наша жизнь теперь настолько обнажена, что всё отчетливо видно и всё понятно, но вот что понимаем мы? Давайте немного подумаем, ведь не ограничиваться нам только одной службой, служба тогда является службой, когда наша жизнь соответствует этой службе… Держимся мы за земные блага и величие — тогда наша служба — исполнение формы, а за ней всякие преступные дела, и мы становимся на сторону врагов Божиих. Или нам ничто не нужно земное, и всё, что делаем, — это для неба, тогда наша служба — фимиам, возносящий нас на небо… Мы живём на земле, а всё наше на небе…
О чём говорит нам Вход Господень в Иерусалим? Посмотрите вот на свои ветви в руках, что они для нас значат. Христос идёт. Для современных людей, привыкших разъезжать на всяких удобных машинах, въезд на осле может показаться даже смешным, мы гордимся своим удобством, из-за этого удобства портим братские отношения меж собой. Осёл для нас — это карикатура. Это если посмотреть со вне, а если изнутри, то что стоит за машиной, какие мелкие эгоистические чувства, пустая гордость, а если и ещё глубже посмотреть, то вот развивается бешеная скорость — и вдруг один неудачный поворот, и всё летит, разбивается вдребезги, ничего не остается, земная слава — куча обломков от машины… И смешно, и печально, и горько, и больно, и обидно. Отключимся же от всего и со всей серьезностью посмотрим на Вход Господень в Иерусалим.
Господь грядет, воскрешён Лазарь, служит Марфа, Мария отирает ноги. Народ стекается, приветствует Христа.
Вон там так свободно и несколько развязно стоящий, что ты думаешь об этом? Вот тот, вчера обидевший другого человек, обманувший, что ты думаешь об этом? Не есть ли в твоем обмане предательство Иуды?
А вон та женщина, горько плачущая о своих детях, мы на неё, может, и не обратили внимания, не думаем ли, что её слезы — миро на ноги Христа? А вон там стоящие, о чём замыслили? Если и удадутся ваши замыслы, они не в вашу пользу будут.
А где же Лазарь, которого воскресил Христос, который вопреки всей мертвящей обстановке вышел из гроба? Мир стар во всех своих делах, как было когда-то, так есть и сейчас. Господь входит в Иерусалим, топот осла должен послышаться в наших ушах. На какие чувства нас всех всё это наводит. Отметим себе, хотя сегодня и воскресный день, но воскресение Христово не поётся, освящаются ветви. Ветви — это побеги дерева. Когда распускаются ветви, дерево живёт. Чтоб воскресла наша душа, нужно, чтоб в ней запели добродетели. Благословен Грядый во имя Господне. Только в Вышних, только на небе торжество, на земле после торжества могут наступить страдания.
Сегодня вот мы торжественно служим, а завтра скажем: Грядущий на вольную страсть ради нашего спасения. Всё, что Бог ни делает, — это ради нашего спасения, но и мы не должны оставаться безучастными. Без нас, как говорится, Бог нас не спасёт. Что же от нас требуется?
Вход Господний в Иерусалим — это вот вход Господа и в эту Церковь, маленькую, не могущую вместить многих, а многие хотели бы войти сюда, мы счастливы, что оказались здесь, рядом с проезжающим на осле Господом.
Осёл — покорное животное, оно может символизировать и людей, которые покорно исполняют волю Божию, они подставляют свою спину Господу: твори, Боже, волю Твою.
Вход Господень в Иерусалим — это вход Господа и в каждый наш дом. Вот представьте, как бы вы отреагировали на то, чтоб в нашем доме появился Господь?
Вход Господень в Иерусалим — это вход Господа и в нашу душу. Представим себе Господа, что Он зашёл в нашу душу. Что значит Его вход в нашу душу?
Что значит вообще вход Господень — это значит продолжение пути Господа ради нашего спасения. Всё, что нужно сделать по-земному, Господь сделал, теперь это земное нужно закрепить, а закрепить можно только страданием. Входя в Иерусалим, Господь идёт и на страдания, мы сегодня приветствуем торжественный вход Господень, всё ликует, держим вот в знак приветствия ветви в руках, а как последуем за Ним завтра, завтра Он уже пойдёт на страдания, последуем ли мы за Ним? В славе мы готовы радоваться, а вот в бесславии, страдая, будем ли мы радоваться, меж тем как христиане мы часто повторяем: наказание, страдания — это милость Божия, но в жизни не всегда осуществляем это. Более того, уверовав, мы вдруг отказываемся от Господа, когда наступают испытания.